Урок-беседа «Что ты знаешь о библиотеке?»

altАвтор: библиограф библиотечно-информационного центра Гуркина Н.А.

Библиотека... Древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: борьбу идей, научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний, развлечение и так далее - до бесконечности. Каждый человек в своей жизни посещает библиотеку. А знаете ли Вы, как давно появилась книга, как давно существуют библиотеки?

Сценарий библиотечного урока-беседы с учащимися 1-го курса
Урок-беседа «Что ты знаешь о библиотеке?»

Цель:
1. Дать учащимся первого курса базовые понятия по основам библиотечно библиографической грамотности (ББГ) – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
2.Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях библиотеки колледжа.
3.Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг – попросить подобрать себе книгу.

4.В воспитательных целях ознакомить студентов с «Правилами поведения в библиотеке».

Задачи:

- рассказать об истории создания библиотек;
- научить пользоваться справочно-информационным аппаратом;
- развить навыки работы с книгой;
- обратить внимание на правила пользования библиотекой и правила поведения в ней.

Методы:
- рассказ, убеждение, взаимодействие.

Форма:
- беседа, изучение наглядного материала.

Ход урока:
Во время беседы демонстрируется систематический каталог, увеличенная каталожная карточка (на бумажном носителе ф.А3 или в электрон-ном виде), учебная литература, представлены книжные выставки.


Библиотекарь:
Библиотека... Древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: борьбу идей, научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний, развлечение и так далее - до бесконечности. Каждый человек в своей жизни посещает библиотеку. А знаете ли Вы, как давно появилась книга, как давно существуют библиотеки?

Само это слово происходит от греческих слов "biblion" - книга и "teka" — хранилище, склад.
Первые библиотеки возникли раньше, чем появилось такое название. Они были уже в Древнем Египте, государствах Междуречья и Сирии. Огромнейшая древнейшая библиотека глиняных табличек существовала в государстве Эбла. Еще более известна библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, она содержала около 30 000 глиняных табличек, исписанных клинописью. Все это "листы" древнейших глиняных книг, которые собрал из различных стран образованнейший и жадный до наук ассирийский царь. По его указам делались копии с глиняных книг, хранившихся в библиотеках и храмах Вавилона и других городов Междуречья.

В библиотеке Ашшурбанипала хранились древнейшие книги на шумерском и аккадском языках. Каждый лист такой книги был пронумерован, и рядом с номером указывалось название книги, к которой относится лист. Названием книг служили первые слова глиняной рукописи. Кроме этого, на каждой табличке стоит "штамп" библиотеки: "Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, даря Ассирии". В библиотеке Ашшурбанипала были собраны книги, хранящие всевозможные знания. Здесь и первые грамматики, и книги, содержащие сведения по астрономии и астрологии, географии, сочинения по медицине, исторические хроники, планы домов, отчеты о строительстве, письма, перечни животных, растений, минералов, донесения чиновников и ассирийских шпионов в других государствах, бухгалтерские книги царских хозяйств, жалобы, договоры, документы о покупке и продаже рабов и домов, заклинания и молитвы, древнейшие произведения художественной литературы, в том числе шумерский эпос о Гильгамеше, и многое другое.
Каждая книга знала свое место, все они были аккуратно разложены по деревянным полкам библиотеки. Для удобства пользования были составлены специальные каталоги - списки, в которых указывались названия книг и имена авторов всех хранящихся сочинений.

В Античности и на Древнем Востоке библиотеки существовали в двух ипостасях: как книгохранилища и как общественные центры, в задачи которых входило распространение знаний. В эпоху раннего Средневековья возникают библиотеки при монастырях и соборах. На рубеже XIII - XIV веков под влиянием формирующейся университетской культуры в отношении к книге и библиотеке происходит перелом. Монастырская книга в своей духовной и интеллектуальной функции играла, прежде всего, роль сокровища. В отличие от этого университетская книга становится инструментом познания.

В Париже, Болонье, Падуе, Оксфорде возникают библиотеки при университетах. В эпоху Просвещения увеличение объема литературы по естествознанию, истории, искусству в библиотеке усиливает ее образовательную функцию. В XVIII веке образовательная функция библиотек реализуется в доступности книг и информации обществу.
Первые библиотеки в России появились в XI—XII веках, когда после принятия христианства стали создаваться монастыри, а при них хранились рукописи, которые, по сути дела, являлись рукописными книгами.

Научные библиотеки в России стали возникать значительно позже, в основном при научных и учебных заведениях, так, при Академии наук библиотека была основана в 1714 году; при Московском университете в 1756 году. Первая публичная библиотека основана в С.-Петербурге в 1795 году (открыта в 1814 г.); Российская государственная библиотека (так называемая в прошлом «Ленинка») — в 1862 году.

Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом, А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.

В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом, Несколько дней книга твоя, ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги. У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

Правило № 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читателя.

Правило № 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше студентов.

Правило № 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке колледжа не останется ни одной книги.

Правило № 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого студентов.

Вопрос: Кто может вспомнить когда появилась книга? Как называлась первая печатная книга на Руси? (Идет обсуждение.)

Библиотекарь: Первые книги появились на Руси примерно в IX-Xвв. А указание на библиотеки в Древней Руси относятся в летописях к 1037г., когда по приказу Киевского князя Ярослава Мудрого собрались в Киеве писцы для переписи славянских книг и греческих переводов. Все эти книги хранились в Софийском соборе в Киеве, эта и была первая известная нам библиотека на Руси.В Киевском государстве появляются и первые личные библиотеки, собиранием книг занимался Ярослав Мудрый. А в середине 50-х годов XVI в. в Москве начинает работать одна из первых на Руси типографий. В 1564 году в ней была набрана первая русская печатная книга - «Апостол» Ивана Федорова.

В XVII веке создаются библиотеки при учебных заведениях (1687 г.) - в Москве открыто первое высшее заведение - Славяно-греколатинская академия. В ее библиотеке хранилось в 1689 году более 600 рукописных и печатных книг. В XVII веке самой крупной научной библиотекой была Библиотека АН. Ее книжный фонд в начале XVIII века составлял до 52 тыс. томов. В XIX-XX вв. происходит дальнейшее увеличение числа библиотек. Получают дальней¬шее распространение домашние библиотеки. Петр 1 имел хорошую библиотеку, а библиотека графа Румянцева положила начало библиотеке им. Ленина. «Слово о полку Игореве» также находилась в домашней библиотеке (Мусина-Пушкина).

В настоящее время насчитывается свыше 400 тыс. библиотек, число читателей достигает примерно 200 млн. человек. Все библиотеки у нас разделяются по нескольким типам.

Вопрос: Какие библиотеки по видам Вы знаете? (Массовые, научные, специальные, учебные).

Идет общее обсуждение. Дается характеристика библиотек.

Массовые - эти библиотеки посещают широкие массы народа. Поэтому в этих библиотеках можно найти литературу различного содержания по всем отраслям знаний.

Научные и специальные библиотеки - эти библиотеки являются частью всей системы научной и технической информации в стране. Эти библиотеки обслуживают научных работников и специалистов различных областей, преподавателей, аспирантов и студентов.

Вопрос: Какая библиотека считается самой крупной в России? (Российская Государственная библиотека, в этой библиотеке хранится первая печатная книга «Апостол» Ивана Федорова.)

Библиотекарь: В целях наилучшего ознакомления с литературой, изданной за рубежом, в Москве создала Государственная библиотека иностранной литературы. Для лучшего ознакомления с историей - создана Историческая библиотека. К специальным библиотекам относится ГПНТБ, созданная в 1958 году (литература по физико-математическим наукам, химическим наукам, геологическим паукам и др.). Большое место занимают академические библиотеки, они призваны помогать научно-исследовательской работе. Также имеются в стране медицинские, педагогические, учебные и личные библиотеки. При каждом учебном заведении, начиная со школы, есть библиотеки.

Вопрос: Какие задачи решает наша библиотека? Какие книги Вы можете здесь найти? Какие два отдела имеет библиотека? (Идет обсуждение: обеспеченность учебниками, справочниками, словарями, периодическими изданиями, художественной литературой).

Вопрос: Как правильно спросить книгу у библиотекаря? Как можно самостоятельно узнать есть ли книга в библиотеке?

Библиотекарь вместе с читателями рассматривают какой справочный аппарат имеет библиотека, как им пользоваться.

Каталог - Слово «каталог» пришло к нам из древней Греции, означает оно -«опись», «перечень». Библиотечный каталог - это перечень книг, имеющихся в библиотеке. По каталогу, не подходя к книжным полкам, можно ознакомиться со всеми книжными богатствами библиотеки. Каталог- бывает двух видов: алфавитный и систематический.Далее повторяются правила работы с каталогом.).

Каталожная карточка, какую информацию можно узнать из карточки?

Каталожная карточка - это индивидуальное «лицо» книги. В нее заносится библиографическая запись. Основу библиографической записи составляет библиографическое описание - набор главных данных: автор, заглавие, год издания, место издания, количественная характеристика и др. Все эти данные заносятся на каталожную карточку. Каталожная карточка - паспорт книги. Библиографическое описание,как паспорт удостоверяет «личность» книги.

Далее демонстрируется увеличенная каталожная карточка, идет рассказ о ней. (Для чего нужен шифр на карточке?).

Библиотекарь: А теперь поговорим о книге, как можно познакомиться с книгой, еще не читая ее, а лишь просматривая.Идет рассказ о правилах пользования книгой: обложка книги, титульный лист, содержание. Библиотекарь показывает книгу, обращает внимание на титульный лист, на нем помещены самые главные сведения о пей: автор, заглавие книги, подзаголовок, сведения об иллюстраторе, год и место издания, аннотация. Первое знакомство с книгой помогает оценить ее. Все элементы книги участвуют в этом: и титульный лист, и предисловие, и аннотация, и оглавление. (Библиотекарь показывает книгу и просит, чтобы кто-то о ней рассказал).

Библиотекарь: и так, мы узнали сегодня много нового о библиотеке: историю создания библиотек, правила пользования справочно-информационным аппаратом библиотеки и книгой в целом.

В конце библиотечного урока предлагается провести несколько занимательных заданий.

«Немного истории»
(можно провести в форме викторины, в виде лотереи, или дети, выбирая вопрос, задают его другой команде)
1.Назовите имя и фамилию русского первопечатника. (Иван Фёдоров)
2.Как называлась первая книга, напечатанная Иваном Фёдоровым? («Апостол»)
3.На чём писали люди до того, как изобрели бумагу? (На восковых и глиняных табличках, пергаменте, папирусе, бересте)
4.Книги древних египтян и древних греков писали на папирусе. Как выглядели эти книги? (Это были свитки.Такую форму подсказал материал папирус, он легко сворачивался.)
5.Библиотеку, какого русского царя ищут до сих пор? (Ивана Грозного)
6.Эту букву ввёл в обиход Н.М. Карамзин в конце XVIII века.Она сохранилась в нашем алфавите до сих пор, хотя печатные тексты часто обходятся без неё. Назовите эту букву. (буква Ё)
7.Как в старину называлась типография? (Печатня)
8.Буква (знак) в некоторых странах Востока, например, в египетских письменах. (Иероглиф)
9.Над входом одной из древних библиотек была надпись «Аптека для души». Кому принадлежала эта библиотека. (Рамзесу II – египетскому фараону)
10.Кто и когда основал первую библиотеку на Руси? (Ярослав Мудрый в 1037 году.)
11.Термин «библиотека» на Руси не употреблялся. Как же называли библиотеку? (Книгохранилище, книжная плеть, книжная палата, книжная казна.)
12.Где хранились книги в Древнем Египте? (В храмах)

«Определите правильный ответ»
1. Книгочей – это…
a)библиотекарь;
b)любитель чтения;
c)продавец книг.

2. Папирус – это…
a)ткань;
b)дерево;
c)травянистое растение.

3. Пергамент – это…
a)кора берёзы;
b)кожа;
c)глина.

4. Титульный лист – это…
a)начальная страница книги;
b)середина книги;
c)последняя страница книги.

5. Антикварная книга – это…
a)новая книга;
b)авторская книга;
c)старинная книга.

6. Чем руководствуется библиотекарь при расстановке книжного фонда?
a)мнением читателей;
b)существующей системой;
c)внешним видом книги.

7. Сведения (данные) о книге, записанные на каталожной карточке, называются…
a)библиографическое описание;
b)библиографическое пособие;
c)рекомендательный указатель.

«А у нас в библиотеке…»
1. Как называется карточка установленного образца, используемая для индивидуального учёта читателей и выданной литературы? (Формуляр читателя)
2. Отдельная книга из числа таких же. (Экземпляр)
3. Периодическое издание в виде брошюры, где содержатся статьи различной тематики и художественные произведения. (Журналы)
4. Так называется мебель, на которой в библиотеках стоят книги. (Стеллажи)
5. Мероприятие, в ходе которого посетителям библиотеки показывают отделы, рассказывают о правилах пользования библиотекой, и о том, какая литература есть в фонде. (Экскурсия)
6. Сначала это слово не имело никакого отношения к библиотеке. А сейчас так называют отдел, где можно взять книги на дом. (Абонемент)
7. Чем отличается абонемент от читального зала? (Из читального зала книги на дом не выдаются)
8. Что принято называть «компасом» в книжном мире? (Каталог)
9. Как называется толстая книга большого формата? (Фолиант)
10. Предприятие, осуществляющее подготовку и выпуск книг, газет, журналов и других видов печатной продукции. (Издательство)

Список литературы

1.Авдонина, Н.А. Каталоги и картотеки как экскурсионные объекты / Н.А. Авдонина // Мир библиографии. - 2011. - № 5. - С. 50-51.В статье автор предлагает методические рекомендации к проведению экскурсий по справочно-библиографическому аппарату библиотеки, в процессе которых слушатели знакомятся с читательскими каталогами, справочными изданиями, информационно-библиографическими услугами и т.д.

2.Антипова, В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков / В.Б. Антипова // Шк. библиотека. – 2006. - № 4. – С. 32-39.Автор представляет модели обучения информационно-поисковой деятельности, разработанные американскими специалистами. Акцент в этих моделях сделан не на заучивание ребёнком определённого количества фактов, а на развитие его способностей учиться

3.Гендина, Н.И. Мастер-класс «Учебный курс «Основы информационной культуры личности» в библиотеке: концептуальные основы и методика проведения занятий» / Н.И. Гендина // Шк. библиотека. – 2009. - № 6-7. – С. 78-83.

4.Чигарева, Л.А. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Л.А. Чигарева // Шк. библиотека. – 2009. - № 2. – С. 12-15. Автором разработана программа занятий, которая была предложена к использованию при проведении уроков литературного и внеклассного чтения, уроков труда. Уроки строятся с учётом интересов и доступности содержания, предполагая активное участие самих учащихся.

5.Завьялова, Н.В. «Чтение – вот лучшее учение» / Н.В. Завьялова // Читаем, учимся, играем. – 2007. - № 8. – С. 70-74.
6.В копилку библиотекаря. Вып. 2. Информационно-библиографическая деятельность в детской библиотеке / ГБУК РХ «Хакасская РДБ» ;[сост. Н.И. Куюкова]. – Абакан, 2013

Контакты

  115172, Большие Каменщики, 7

  +7 495 134 1234 доб. 1120

Часы работы

Абонемент  10.30 − 16.30
Читальный зал  09.30 − 16.30
Работа с
книжным фондом
 08.30 − 10.30
Последняя пятница месяца — санитарный день.
Яндекс.Метрика