5 декабря - 110 лет со дня рождения Уолта Диснея

Уолт Дисней (настоящее имя Уолтер Элайас)  - американский режиссер, художник, продюсер. Родился в Чикаго в семье бедных выходцев из Ирландии. С 1919 года работал художником-карикатуристом в Канзас-Сити. Затем Дисней поступил в рекламную компанию, где стал работать с Ю. Айверксом, внесшим большой вклад в создание популярных диснеевских героев. В духе оживших комиксов выпускал серию рисованных короткометражных фильмов "Граммы смеха", снимал рекламные ролики. Создал собственную небольшую компанию "Лаф-о-грамз", где снял рисованные фильмы-сказки "Золушка", "Красная Шапочка", "Кот в сапогах" и другие.

С 1923 года в Голливуде. Снял две серии мультипликационных фильмов - "Алиса в стране мультипликации", основанном на совмещении актера и рисованной мультипликации, и "Освальд - счастливый кролик". В немом фильме "Безумный аэроплан" появился новый персонаж Диснея - мышонок Микки Маус. Полностьюalt свой характер он проявил только в звуковом фильме "Пароход Вилли", в котором была достигнута слитность музыки и шумов с действием, поведением персонажей.
В 1929 году вышел "Танец скелетов" на музыку Сен-Санса, положивший начало серии "Забавных симфоний". Героями большинства выпусков были Микки Маус, задира и неудачник утенок Дональд Дак, пес Плутто и другие постоянные персонажи фильмов Диснея. В 1932 году за создание Микки Мауса Дисней получил премию "Оскар". Уже в начале 30-х годов отчетливо проступили черты художественного метода Диснея, в основу которого был положен принцип антропоморфизма - очеловечивания животных, наделения их чертами и психикой "среднего американца". Дисней реформировал американскую мультипликацию, возродив в ней лучшие традиции комической школы М. Сеннетта. Он первым осознал огромные выразительные возможности движения в мультипликационных фильмах. Его художники проявляли большую фантазию, изобретательность, мастерство в разработке и построении трюка. Стиль Диснея был эстетически закреплен поточной технологией производства.
В 1933 году Дисней одним из первых перешел к выпуску цветных фильмов, используя разработанный в США метод "Техниколор". Особым успехом пользовался его фильм "Три поросенка" (1933, премия "Оскар"), поставленный по мотивам английской сказки. В условиях экономического кризиса картина выполняла утешительную функцию, предлагая как рецепт индивидуального спасения деловитость и трудолюбие. В середине 30-х годов фильмы Диснея постепенно завоевали европейский и мировой кинорынок и начали оказывать эстетическое влияние на развитие мультипликационного кино во многих странах.
Начиная с картины "Белоснежка и семь гномов" (1938, премия "Оскар", премия Международного кинофестиваля в Венеции) Дисней обратился к полнометражным фильмам. Этому способствовало создание новой специально оборудованной студии-фабрики в Бёрбанке. Вслед за "Белоснежкой" успехом пользовались полнометражный фильм "Пиноккио", экспериментальные фильмы "Фантазия", "Дамбо" и особенно "Бэмби" - поэтический рассказ об олененке.
После 2-й мировой войны, во время которой студия Диснея переключилась на выпуск заказных пропагандистских и учебно-инструктивных фильмов, он продолжал выпускать преимущественно полнометражные рисованные фильмы: "Золушка", "Алиса в стране чудес", "Питер Пэн", "Леди и бродяга", "Спящая красавица", "Сто один далматинский дог", alt"Мери Поппинз", "Книга джунглей" (была закончена уже после смерти Диснея) и др., но при всем их высоком профессиональном уровне они в лучшем случае повторяли достижения 30-х годов.
В конце 50-х - 60-е годы студия Диснея постепенно переключилась на производство документальных видовых серий - "Люди и страны", "Приключения из жизни" (наблюдение за жизнью животных), игровых коммерческих фильмов. Много фильмов и специальных программ Дисней создал для ТВ. За свои работы Дисней получил 29 "Оскаров".
Последним значительным предприятием Уолта Диснея стало строительство огромного увеселительного детского парка "Диснейленд" в Калифорнии, в котором ряд аттракционов воспроизводит образы его фильмов (открыт в 1955 году).



Легенды из жизни мастера - потомкам в назидание

Однажды Дисней признался: "Когда дела плохи, я действую решительней. А когда все идет гладко, как сливочный крем, я в страхе, что дело может провалиться. Поэтому удар по зубам оказывает благотворное действие!"
Премудрости мультипликации Дисней начал постигать в гараже, в Канзас-сити, где ночами, отвлекаясь от работы рекламного художника, на громоздком, как сундук, аппарате снимал свой первый фильм - "Смехограмма". Проданный ролик покрыл "производственные расходы" и заинтересовал зрителей. В коротенькой ленте обнаружились черты, свидетельствовавшие о веселом юморе и большой изобретательности автора. На ролики был спрос. Чтобы удовлетворить его, Уолт привлек к работе пайщиков, организовал фирму "Смехограмм Корпорейшн" и стал ее президентом. В Америке смеются: стать президентом здесь легче, чем режиссером. Дело, однако, закончилось провалом. Но "удар по зубам" лишь подстегнул художника.
Он направил стопы в Голливуд. Искал работу, которой для него здесь не было. Тогда родился второй девиз Диснея: "Если работы нет, надо делать ЧТО-НИБУДЬ!" И он снова стал делать мультфильмы. Экспозиция та же: потрепанный съемочный аппарат, взятый напрокат и установленный в гараже. И вновь эксперименты. На сей раз - с фильмом "Алиса в рисованной стране". Кстати, никакого отношения не имеющим к знаменитой книге Льюиса Кэролла "Алиса в стране чудес".
Постановочная группа: сценарист, режиссер, оператор, художник - состояла из одного человека. Диснея. В фильме играли живые дети. Их действия перемежались рисованными эпизодами. Требовалось сделать 15 тысяч рисунков-кадриков. Уолт срочно искал помощников, делал исходный эскиз и ключевые изображения, рисовальщики в деталях воспроизводили движения фигур, неукоснительно следуя полученным указаниям. В студии на задворках закладывались принципы творческого процесса, которые впоследствии назовут "диснеевским методом".
"Алиса" долго никого не интересовала, пока какой-то делец из Нью-Йорка не предложил за нее невиданную для молодого художника сумму - полторы тысячи долларов. Да еще заказал дюжину подобных фильмов. Когда "дело пошло гладко, как сливочный крем", грянул гром. Заказчик не получил просчитанных барышей и расторг контракт. Уолт достойно держал удар, продолжил "Алисину серию" - и стал почти знаменитым.
... Дисней с его неукротимой тягой к поиску восторженно встретил звук в кино, так напугавший мастеров "большого экрана". Первым в мультипликации заговорил его Микки-Маус, которого, кстати, художник сам и озвучил. А потом с энтузиазмом взялся за музыкальные фильмы. Существует легенда, которую Дисней охотно поддерживал. Будто он напрочь лишен музыкального слуха - потому и его детское музыкальное образование, на котором настаивал отец, ограничилось гаммами. Тем не менее он поставил музыкальную серию "Бесхитростные симфонии", открывшую новый и весьма успешный этап в его творчестве.
Спустя много лет Дисней создаст полнометражный музыкальный фильм "Фантазия", где симфонические произведения сопровождаются движущимися рисунками. Один подбор композиторов чего стоит! Мусоргский, "Ночь на Лысой горе", Бетховен, Пасторальная симфония, сочинения Баха, "Щелкунчик" Чайковского, "Весна священная" Стравинского, "Аве Мария" Шуберта... Над "Фантазией" он работал вместе с выдающимся дирижером Леопольдом Стоковским. "Обратите внимание на этот пассаж, - говорил Уолт. - Я совершенно явственно вижу ритмичное движение скрипичных смычков..." И почти застенчиво добавлял: "Это моя собственная, произвольная реакция на музыку, впечатления, которые она у меня вызывает. Может быть, это искусство? Не знаю..."
Как-то во время поездки в США с Диснеем встретился Сергей Прокофьев, сыграл ему еще не опубликованную пьесу "Петя и Волк" и подарил ноты. "Эту музыку я сочинил с надеждой, что она когда-нибудь вызовет у вас желание поставить по ней фильм", - сказал композитор. Уолт надежду оправдал.
"Дисней - поразительный, непревзойденный мастер в создании звукозрительных эквивалентов музыке через САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЛИНИЙ и интерпретации внутреннего хода музыки... Интонационный жест в музыке он чувствует, как никто, и этот жест он умеет вплести в контуры своих фигурок. Это у Диснея гениально". Это Сергей Эйзенштейн. Так сама работа развенчала легенду о музыкальной глухоте Диснея...
Успех "Бесхитростной симфонии" не обошелся без ложки дегтя. Делец, продвигавший фильм, самым наглым образом обобрал мастера, присвоив огромные суммы. Много позже, получив 8 миллионов за легендарную "Белоснежку и семь гномов", Дисней скажет: "Меня не увлекает обладание деньгами. Я мог бы при желании иметь их намного больше. Но было бы неправильным думать, что я не уделяю внимания деньгам. Я забочусь об их получении как рабочем инструменте. Они нужны мне не дивидендами в банке, а для работы". Не потому ли он был слишком прижимист, когда речь шла о личных расходах и оплате сотрудников?
С 1932 года на мультипликатора обрушился дождь наград. Первого "Оскара" за рисованный фильм получила его первая цветная картина "Цветы и деревья". Впоследствии химики сделали Диснею бесценный подарок - разработали 1200 формул для получения разнообразнейшей гаммы оттенков всех цветов. В 1935-м Первый Московский международный кинофестиваль отметил третьей премией фильмы "Странные пингвины", "Микки-дирижер" и "Три поросенка".
Едва появившись на экране, "Три поросенка" стали кинохитом. Успеху фильма во многом способствовала песенка "Кто испугался большого злого волка?" ("Нам не страшен серый волк" - в русском переводе), молниеносно облетевшая Америку, потом - чуть ли не весь мир. Но не один лишь бодрый мотивчик привлек зрителей. В годы жесточайшего кризиса, потрясшего могучие капиталистические державы, пришлась ко времени несложная мудрость фильма: чем дрожать и сокрушаться, лучше строить прочный дом и защищаться. Ходили слухи, что сам президент Рузвельт, утверждая свой "новый курс" преодоления кризиса, обратился однажды к потерявшим веру в спасение с вопросом: кто испугался большого злого волка?
В том же 35-м особой медалью награждает Диснея Лига Наций, расценившая его произведения "как символ международной доброй воли". Это не было преувеличением. Его добрые, искренние герои, вызывшие веселый смех соединяли взрослых и детей, людей разных национальностей и общественного положения, разных взглядов и убеждений. Всех.
Слава не вскружила ему голову. Он чурался голливудских торжеств и помпезных сборищ. Для него, по собственным словам, "гораздо важнее лечь пораньше спать и с утра хорошо начать работу".
Однажды он оказался в Париже, где с братом Роем ("моим бухгалтером") получал очередную награду. (Здесь, кстати, вышел конфуз: этикет требовал явиться в визитке и брюках в полоску. Чуждый света, Уолт возмутился: "Я надеваю то, что мне нравится. У меня прекрасный спортивный костюм! Чем он плох?" Но правилам подчинился. "Костюмы мужчин были похожи на мешки, - хохотал потом Уолт. - Мы были расфранчены, как пара шутовских миллионеров".) Прогуливаясь после церемонии, у входа в кинотеатр он увидел афишу, с которой улыбался Микки-Маус. Заглянул в зал, рассчитывая увидеть свой фильм "довеском" к полнометражной картине. На удивление весь сеанс состоял из сюжетов с Микки. Зрители были в восторге. "Если это так охотно смотрят, почему бы не сделать полнометражный рисованный фильм?" Это был шаг к "Белоснежке".
...Для "Белоснежки" было сделано около миллиона рисунков - в фильм вошло 250 тысяч. В титрах перечислены 62 имени участников постановки. Таким списком Дисней воздавал должное коллективности творчества. Но мотором и душой работы был он сам. Рисуя в воображении свою Белоснежку, он долго искал "живую натуру" - со своей походкой, движениями, мимикой, жестами. И нашел. Хрупкую, грациозную 17-летнюю Мерджери Белчер, дочь владельца танцевальной школы. Она репетировала эпизоды фильма, а художники-оживители, как их называли, спешили запечатлеть ее движения. Этот метод, введенный Диснеем, придавал рисованным персонажам такую убедительную жизненность, что часто критики сравнивали их с настоящими артистами.
А потом долго искал голос Белоснежки. Он слушал претенденток, не видя их, закрывшись в своей конторке у репродуктора. Чтобы выражение лица не повлияло на оценку голоса. Однажды услышал чудесное сопрано. "Голос хорош, но... староват!" Оказалось, пела 14-летняя Дина Дурбин, вскоре ставшая одной из самых ярких звезд Голливуда. (Вспомните хотя бы "Сестру его дворецкого, которую довольно часто в последнее время показывают по нашему ТВ.) Наконец, после очередной пробы он воскликнул: "Превосходно!" Долгожданный голос заливался соловьиными трелями, звенел серебристым смехом и приятными интонациями. Он принадлежал Адриенне Казилотти, воспитанной в семьи оперных артистов.
Терзания были и с определением жанра, чего требовали прокатчики. Коль скоро есть юная красавица и прекрасный принц, то это не волшебная сказка, как заявлял Дисней, а скорее "романс", говорили они. Уолт усмехался: "Я потратил на фильм почти два миллиона долларов. Неужто это вам не волшебная сказка?!"
"Белоснежка" позволила Диснею построить студию, которой тот поспешил похвастаться перед отцом, опытным строителем. "Очень хорошее здание, - похвалил Элиас. - Но годится ли оно на что-нибудь ДЕЛЬНОЕ?" Занятия сына он считал весьма сомнительными. "На такое здание всегда найдется покупатель, - успокоил Уолт родителя. - Здесь можно разместить больницу с палатами, процедурными кабинетами и комнатами для приема больных". Во время Второй мировой войны на студии разместилась воинская часть...

Елена Бернаскони
"ЭХО планеты" ИТАР-ТАСС 2002

Walt Disney

Контакты

  115172, Большие Каменщики, 7

  +7 495 134 1234 доб. 1120

Часы работы

Абонемент  10.30 − 16.30
Читальный зал  09.30 − 16.30
Работа с
книжным фондом
 08.30 − 10.30
Последняя пятница месяца — санитарный день.
Яндекс.Метрика