Изнанка производства как рецепт успеха
Буквально с первых шагов в романистике Хейли удалось найти слагаемые своего успеха. Это скрупулезная детализация, многоплановость изображения, закрученная интрига и постановка перед читателем социальных вопросов.
24 ноября 2004 года в возрасте 84 лет в своем доме на Багамских островах скончался всемирно известный британо-американский писатель Артур Хейли. Он умер во сне в своем доме в городе Лифорд на острове Нью-Провиденс. Мир потерял человека, который не только создал жанр производственного романа, но и поднял его на недосягаемую высоту.Англичанин по рождению и канадец по гражданству, Хейли считался американским писателем, поскольку все его крупные произведения были написаны на американском материале и впервые опубликованы в США. Сумев пробиться на американский рынок, он стал одним из немногих писателей, чьи книги моментально раскупались, не нуждаясь в дополнительной рекламе.
Артур Хейли родился 5 апреля 1920 года в английском городе Лютоне. Его мать, женщина амбициозная, желала, чтобы сын достиг в жизни значительного положения. Но в 14 лет Хейли пришлось бросить школу, поскольку у его родителей не было денег, чтобы заплатить за дальнейшее образование сына. Денег, правда, хватило на то, чтобы Артур смог закончить курсы машинописи и стенографии. Эти навыки ему пригодились позже.
В 19 лет он записался на службу в Королевские ВВС, желая стать летчиком, но командование отказалось удовлетворить его стремление - у Хейли не было образования. Однако позже он получил офицерский чин, был направлен в Канаду для подготовки и стал, наконец, пилотом самолета. Два последних года Второй мировой войны он прослужил в Лондоне, в качестве офицера штаба при английском Министерстве воздушного транспорта.
После окончания войны, Хейли оставил военную службу и перебрался в Канаду - он полюбил эту страну, когда проходил там летную подготовку. Работая в журнале, он познакомился со стенографисткой-англичанкой, также недавно эмигрировавшей в Канаду. Знакомство переросло в любовь - с Шейлой Артур Хейли прожил вместе более 50 лет.
Помимо своего основного занятия - журналистики - Хейли начал писать сценарии для телевидения и пьесы. Однажды, находясь на борту самолета, совершавшего рейс Ванкувер - Торонто, Хейли задумался - а что было бы, если бы оба пилота одновременно почувствовали себя плохо? Он начал играть с этой мыслью, дополняя и усложняя идею, и к концу полета пьеса была готова - оставалось только перенести ее на бумагу.Пьеса получила название "Взлетная полоса 08". CBS поставила ее на ТВ, и телеспектакль "Полет прямиком в опасность" получил неимоверный успех. В то время телеспектакли были на пике своей популярности - каждое воскресенье зрители приникали к экранам в ожидании новых захватывающих драм. Успех этой пьесы подстегнул карьеру Хэйли-драматурга, и постановки по его произведениям стали хитами.
Позже по пьесе "Взлетная полоса 08" был снят полнометражный фильм "Час ноль", а сам автор переработал пьесу в повесть.После успеха на ТВ Хейли решил попробовать свои силы на писательском поприще, взявшись за сочинение остросюжетных романов. Его первая книга "Окончательный диагноз" была издана в 1959 году.
Буквально с первых шагов в романистике Хейли удалось найти слагаемые своего успеха. Это скрупулезная детализация, многоплановость изображения, закрученная интрига и постановка перед читателем социальных вопросов.Но читателей в книгах Хейли привлекали не столько социальные вопросы, сколько доскональное знание объекта изображения. С середины 1960-х годов в Америке резко возрос интерес к документально-публицистическому жанру. Точно рассчитав композицию очередного романа и умело манипулируя сюжетными нитями, Хейли в каждой книге лишний раз доказывал свое мастерство, балансируя на тонкой грани между захватывающей историей и техническим руководством.
Критики хвалили его романы, подчеркивая, что недостаток литературного изящества в них искупается безошибочным и исчерпывающим знанием предмета, о котором он пишет. В ходе работы над "Менялами" Хейли сумел получить разрешение от двух крупных банков на изучение практически всего механизма работы финансовых институтов - ему даже было позволено присутствовать на совещаниях советов директоров.Работая над черновиком "Вечерних новостей", Хейли, которому тогда было уже 66 лет, прошел в Англии специальный курс противодействия терроризму: он выступал в роли заложника, ел змей на уроках выживания, принимал участие в тренировках по обезоруживанию противника и бою в закрытом помещении. После этого он почти год составлял план книги, разрабатывал характеры героев и структурировал собранный материал. И еще год ушел у него на процесс работы над текстом.
Такая страсть к проработке технических деталей выделяла Хейли из числа других американских писателей того времени. Сам Хейли не считал себя "серьезным" писателем - он часто говорил в интервью, что наиболее точное определение, подходящее к нему как к человеку, занимающемся литературным трудом, - "сочинитель". Он не претендовал на глубокий психологический анализ героев своих книг и не старался вскрыть причины изображаемых конфликтов. Отчасти он был обязан этим своему репортерскому прошлому.
Главными персонажами романов Хейли были обычные люди в обычных обстоятельствах, которые, правда, иногда выходили из-под контроля. Он брал характеры для своих произведений из обыденной жизни и подвергал их экстраординарным испытаниям - и благодаря этому у читателя рождалось чувство сопричастности к ситуации, он мог легко ассоциировать себя с героями Хейли. Писатель всегда гордился тем, что, по собственным словам, "никогда не выдумывал" своих героев, а "брал их из реальной жизни".
Такое доскональное знание "внутренней кухни" изображаемого предмета и увлекательное изложение механизма ее функционирования позволило Хейли занять особую нишу. Не будет преувеличением сказать, что он фактически был отцом "производственного" романа в лучшем смысле этого слова.
Но с начала 1990-х годов Хейли на несколько лет замолчал. Только в 1997 году армия его поклонников получила подарок - роман "Детектив". По привычке досконально изучая материалы, Артур Хейли провел несколько недель в рейдах с полицейскими Флориды и получил доступ к архивам. В результате получилось классическое остросюжетное произведение с захватывающим началом и динамично развивающимися событиями.Однако после успеха "Детектива" Хейли отверг все просьбы об интервью, заявив: "Я сказал и написал все, что мог", - и добавил, что давно уже считает свою литературную деятельность чем-то вроде хобби. По книге «Детектив» был снят телефильм, где главную роль сыграл Том Беренджер. Но случилось это в 2005 году, уже после смерти писателя.
Основная тематика книг Артура Хейли не утратила своей значимости и по сей день, а яркие и незабываемые сюжеты, созданные им, делают книги интересными и в наше время. Произведения Артура Хейли продолжают жить в книгах и в кино, заставляя нас переживать самые разные эмоции. По многим романам писателя сняты фильмы, а книги Артура Хейли ждут своих читателей во всех библиотеках.
10 самых лучших книг Артура Хейли
1. «Аэропорт»
На борту самолета прогремел взрыв, поэтому необходима срочная посадка. Аэропорт отрезан от окружающего мира снежной бурей — и посадка практически невозможна. Это не детектив. Это —просто повседневная жизнь гигантского аэропорта. Своеобразного маленького мира, в котором люди работают, враждуют, ссорятся, рвутся к успеху. Это — просто один день из жизни аэропорта.
2. «Детектив»
Главный герой остросюжетного криминального триллера «Детектив», полицейский-ас Малколм Эйнсли охотится на серийного убийцу, терроризирующего целый американский штат. Еще непонятно, как все завершится: останется ли Малколм жив, спасет ли невинных людей или сам падет жертвой рук убийцы.
3. «Окончательный диагноз»
Это — больница. Больница, в которой кипит жизнь: здесь лечат людей — и не просто лечат, но спасают. Но это ли главное в мире больницы? В мире, где плетут интриги и дружат одновременно, рискуют и предают, влюбляются — и теряют любовь. Изменяют, сражаются. Просто живут. Потому что жизнь — это, как говорится, окончательный диагноз.
4. «На высотах твоих»
Сокровенные тайны сильных мира этого. Потаенные коридоры власти. То, как в действительности делается большая политика. Вы полагаете, это увлекательно? Вы правы. Во всем, кроме одного —какой ценой платят за место в клане сильных мира сего, за жизнь в коридорах власти. Здесь нет друзей — есть только интересы. Здесь нет времени на любовь, на доверие, в сущности, даже на жизнь. Здесь есть только одно — власть. Пьянящая и могущественная. Ибо нет в мире силы выше власти.
5. «Менялы»
Мир, где кроме денег не существует ничего. Нет, есть, конечно, многое — любовь и дружба, измены и предательство. Но важно ли это для современных «менял» — профессиональных банкиров? Люди могут интриговать, лгать, красть, ломать свои и чужие жизни — это не имеет ровно никакого значения, пока стоит финансовая империя.
6. «Колеса»
Одна из современных империй — бизнес-империя. Мир гигантской автомобильной компании. Мир, подобный совершенному, безупречному механизму, но каждый из винтиков этого сложного механизма прежде всего — человек. Человек, подверженный бурным страстям — жажде любви и успеха, денег и власти. Страстям, которые переплетают людские судьбы в немыслимый клубок интриг, почти что “дворцовых” в своей тонкой изощренности.
7. «Перегрузка»
Бывают моменты, когда жизнь нарушает свой нормальный, привычный ход и обращается в дикий, нарастающий круговорот событий, захватывающих в свою орбиту множество людей. Профессионалов, совершающих немыслимое, чтобы предотвратить последствия страшной катастрофы, политиков, рвущихся к власти, равнодушных к чужой трагедии. Проходимцев, уловивших запах больших денег, и террористов, использующих любой шанс... Это — перезагрузка. Перегрузка, которая вот-вот разразится взрывом.
8. «Вечерние новости»
Что такое вечерние новости? Как поется в старой песне, «смерть — на автодорогах, смерть — на авиатрассах». Горит мир, горят страны. Что за кадром вечерних новостей? Все как всегда. Мелкие интриги и мелочные обиды, большие проблемы и большие чувства. Продолжается жизнь, а значит и шоу. Вы думаете это страшно? Нет. Это обычная профессия сильных мужчин и красивых женщин. Просто работа. Просто судьба. Профессионалы играют в смерть и жизнь.
9. «Сильнодействующее лекарство»
Хорошие врачи не могут быть абсолютно честными. Чтобы не потерять большую любовь, чтобы избежать вечных неприятностей, чтобы не страдать и не мучиться из-за чужой боли. Врачи становятся героями—людьми, находящими выход из безвыходных ситуаций, потому что мужество врача — это самое сильнодействующее лекарство.
10. «Отель»
Вечеринка «золотой молодежи» закончилась большой бедой: титулованный иностранец случайно совершил преступление, теперь он ищет возможность уйти от ответа. Дочь миллионера, спасенная из рук насильников, влюбляется в своего спасителя. Это не детектив. Это — повседневная жизнь гигантского, роскошного отеля. Здесь делаются карьеры, разбиваются сердца, совершаются сделки и зарабатываются деньги. Здесь просто живут...