155 лет со дня рождения М.А. Врубеля
17 марта — 155 лет со дня рождения Михаила Александровича Врубеля (1856–1910), русского художника
Врубель Михаил Александрович (1856–1910)
Живописец-монументалист, художник театра, скульптор, график, иллюстратор, художник декоративно-прикладного искусства, известен как автор живописных полотен, фресок, декоративных панно. Художник-символист, представитель романтического направления русского модерна.
Родился в Омске, в семье военного юриста, где интересовались искусством, литературой, музыкой. Поступив в Петербургский университет на юридический факультет, он часто бывал в Эрмитаже и посещал вечерние часы занятий в Академии художеств. По окончании университета он в 1880 был принят в Академию художеств.
В 1884–1889 жил в Киеве (не окончив Академии), где работал над эскизами росписей Кирилловской церкви и Владимирского собора; выполнил самостоятельно ряд монументальных композиций. Исполненные Врубелем работы в церкви, а также декорации во Владимирском соборе принадлежат к лучшему, что создано в религиозной живописи за весь XIX в.
В 1887 г. ему поручается исполнение фресок для Владимирского собора по эскизам, сделанным им частью еще ранее. В том же году стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения.
В 1889 поселился в Москве. Художник, трансформируя реальность с помощью художественных средств, создаЕт в своих работах некий фантастический мир, наполненный вымышленными ирреальными существами.
В Москве начинается период его наиболее плодовитой работы. Он пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева, заканчивает «Демона». В 1899 — 1900 годах исполняет скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики (Снегурочка, Лель, Волхова, Садко, Купава, Египтянка и пр.) В 1896 г. пишет большие декоративные панно для нижегородской всероссийской выставки. В 1897 г. пишет панно для Морозова: «Утро», «Полдень» и «Вечер». В 1900 г. начал писать второго «Демона» (ныне собственность В. П. Рябушинского).
Центральным произведением, как бы квинтэссенцией его творчества, стала трилогия «Демон» — сидящий, летящий и поверженный. Работа над образом Демона привела художника к иллюстрированию произведений Лермонтова М.Ю.
В знаменитой картине «Демон сидящий» (1890) Врубель пишет «молодую, уныло-задумчивую фигуру» среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов. Перед зрителем является новая, преображенная реальность, будто превращенная в волшебные сталактиты, ставшая камнем, будь это цветы или живой Демон. Они изображены на фоне закатного неба. Лиловое небо в картине написано тем загадочным цветом ирисов и оперения экзотических птиц, который был столь любим в «эпоху угасания», как называли конец XIX века. Сумерки — трещина между мирами, проникновение в области невидимого, фантастического, которое становится зримым в неясном свете заката.
В начале 1890-х окончательно сложилась художественная манера Врубеля, в которой резкий, ломающийся штрих, совмещение нескольких планов в изображении предмета, мозаичный мазок и яркие цветовые сочетания становятся средствами выражения тревожного и драматического восприятия мира. ВсЕ время идут поиски монументально-декоративного решения станковой картины. Врубель испытывал влияние символизма и модерна, однако его творчество выходило за рамки этих течений.
В 1891–1892 художник живет в Италии. Творчество Врубеля во второй пол.1890-х отмечено вниманием к фольклору и сказочным образам. Он активный участник Мамонтовского кружка. Свои творческие усилия он направляет на создание майоликовой скульптуры, исполнение эскизов декоративных блюд, камина в Абрамцеве. В эти годы он успешно работает в области театрально-декорационного искусства в частной опере Мамонтова С.И.
В 1906 Врубель ослеп, в 1910 умер в больнице для душевнобольных.
Врубель должен быть причислен к классикам русского искусства — значение его в истории русской живописи очень велико. Он замечателен не только как автор прекрасных картин, но и как один из первых, указавших путь современной монументальной живописи. Произведения его находятся в музее Александра III, в Третьяковской галерее, в музее Академии Художеств и во многих частных собраниях.
Из картин его наиболее известны: «Восточная сказка» (1886, собственность Б. И. Ханенко), «Гамлет и Офелия» (1888, собственность С. А. Щербатова в Москве), «Сидящий Демон» (1890, собрание В. О. Гиршмана в Москве), «Гадалка» (1895, Третьяковская галерея), «Пан» (1899, Третьяковская галерея), «К ночи» (1900, там же), «Царевна Лебедь» (1900, собрание М. К. Морозова в Москве).