22 октября - 200 лет со дня рождения Ференца Листа

alt



Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Доборьяне (Венгрия) - венгерский композитор, пианист и дирижер. Первым учителем Листа был отец - музыкант-любитель, служивший смотрителем овчарни у князя Эстергази. Уже 9 лет Лист начал выступать публично.

Несколько венгерских магнатов, восхищенных талантом мальчика, решили оказать ему материальную поддержку. Отец оставил службу и вместе с семьей переехал в Вену. Здесь Лист полтора года обучался игре на фортепиано у Карла Черни и композиции у Антонио Сальери. Осенью 1823 года после триумфальных концертов на родине - в Пеште Лист переселился в Париж, где брал уроки по композиции у Ф. Паэра и А. Рейха.


Выступая как пианист во многих городах Франции и Англии, Лист повсюду встречал восторженный прием. Не прошли незамеченными и его ранние творческие опыты - 12 этюдов для фортепиано, а также одноактная опера "Дон Санчо, или Замок любви". В 1827 году у Листа неожиданно умер отец. Совсем юным начал Лист самостоятельную жизнь, добывая средства к существованию выступлениями и уроками музыки. Горькое разочарование в буржуазном обществе, в собственной карьере, наконец, неудачная любовь привели Листа к глубокой апатии. С энтузиазмом встретил Лист июльскую революцию 1830 года; по меткому выражению матери, "пушки излечили его". В Париже Лист встречался с Гюго, Жорж Санд, Ламартином, Бальзаком, Гейне, Делакруа, сблизился с Берлиозом, Паганини и Шопеном. Лист много путешествовал по Швейцарии и Италии. Годы странствий оказались весьма плодотворными: Лист много сочинял, преподавал (в т. ч. в только что открывшейся Женевской консерватории) и в то же время совершенствовал свою технику игры на фортепиано. Периодически Лист посещал Париж, где давал концерты, преимущественно из сочинений Бетховена и Шуберта. Новые впечатления породили обилие творческих замыслов: Лист создал ряд оригинальных сочинений. Одновременно Лист работал над переложениями для фортепиано различных инструментальных и вокальных произведений Берлиоза и каприсы Паганини. С 1838 года Лист непрерывно концертировал, объездил почти все европейские страны. Трижды побывал в России (1842, 1843, 1847) - в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Елисаветграде. Отказавшись от концертной деятельности, Лист принял приглашение на пост придворного дирижера в Веймаре. В веймарский период (1848-1861) Лист создал самые значительные произведения: сонату си минор, 2 фортепианных концерта, "Три концертных этюда" для фортепиано, фортепианные концерты и др. В этот период он выступал и как публицист, отстаивая прогрессивные начинания в искусстве, разъясняя основные идеи исполняемых произведений и характер творчества их создателей; занимался с учениками из разных стран мира. Являясь главным дирижером Веймарского оперного театра, Лист поставил на сцене свыше 40 опер, 26 из них шли впервые в Веймаре. Лист сгруппировал вокруг себя кружок музыкантов и поэтов, из которого в 1854 году возник "Новый веймарский союз".
Но чем шире развертывалась музыкально-просветительская деятельность Листа, тем сильнее становилось противодействие ей консервативно настроенных придворных кругов. Обстановка в Веймаре все более накалялась, и после скандала в связи с постановкой оперы Корнелиуса "Багдадский цирюльник" Лист был вынужден оставить театр, а осенью 1861 года покинул Веймар. В последующем жизнь Листа протекала то в Риме, в уединенном монастыре, то в Будапеште, то снова в Веймаре, где он занимался с учениками. Под влиянием пессимистических и религиозных настроений он принял сан аббата в 1865 году. В это время Лист продолжал творить (хотя и не столь интенсивно, как в веймарские годы), сочиняя преимущественно хоровые произведения духовного склада - оратории, мессы, псалмы, реквиемы. Но наиболее значительные из них были связаны с жизнью его родины; в них раскрываются образы Венгрии, звучат народные венгерские темы. Из фортепианных произведений, изданных в эти годы, выделяются "Испанская рапсодия", этюды "Шум леса" и "Хоровод гномов", "Легенды" и другие произведения.
Много сил и времени отдал Лист строительству музыкальной культуры своей родины. Он содействовал учреждению Музыкальной академии в Будапеште и с 1875 года - с момента ее открытия - был ее первым президентом и профессором фортепианного класса; дирижировал симфоническими концертами, пропагандируя сочинения молодых тогда венгерских композиторов Ф. Эркеля, М. Мошоньи, К. Абраньи.
Лист имел огромный авторитет в музыкальных кругах Европы, который он использовал для утверждения передового искусства во всех странах. Композиторы молодых национальных школ - Бедржих Сметана, Эдвард Григ, Исаак Альбенис нашли у него многостороннюю поддержку. Тесные связи были у Листа и с русскими музыкантами. Еще во время своего первого посещения России Лист познакомился с Михаилом Глинкой и с тех пор стал неизменным поклонником его творчества. В 1850-е годы у него не раз гостили Антон Рубинштейн и Александр Серов. В 1876 году в Веймаре его посетил Кюи, в 1882 году - Бородин, оставивший интересные письма-воспоминания о Листе, в 1884 году - Глазунов. Осенью 1886 года Лист намеревался вновь посетить Россию, но летом того же года тяжело заболел и умер во время Вагнеровского фестиваля в Байрёйте.
Творческая деятельность Листа была на редкость многогранна. Смелый новатор, Лист обогатил музыку новыми идеями, новыми выразительными средствами. Он широко использовал программность как жанр, несущий в себе элементы демократизма, постоянно обращался к народному творчеству как к источнику жизненной силы искусства. Он настойчиво стремился познать характер народной жизни, быта своей родины, ее музыкального богатства. Многие мелодические, гармонические и ритмические элементы венгерской музыки, особенно национального стиля "вербункош", нашли широкое применение в творчестве Листа - в его симфонических поэмах, ораториях, фортепианных и вокальных произведениях. Они сказались не только в его обработках венгерских национальных мелодий и танцев (среди которых знаменитые "Венгерские рапсодии") и в произведениях, вдохновленных венгерским национально-освободительным движением (например, фортепианная пьеса "Погребальное шествие", посвященная памяти погибших в 1849 году венгерских революционеров, симфоническая поэма "Плач о героях", посвященная памяти борцов за национальное освобождение).


Контакты

  115172, Большие Каменщики, 7

  +7 495 134 1234 доб. 1120

Часы работы

Абонемент  10.30 − 16.30
Читальный зал  09.30 − 16.30
Работа с
книжным фондом
 08.30 − 10.30
Последняя пятница месяца — санитарный день.
Яндекс.Метрика