15 января - 390 лет со дня рождения Мольера

Мольер (настоящее имя Жан Батист Поклен) (крещен 15 января 1622, Париж - 17 февраля 1673, там же), французский комедиограф, режиссер и актер.

Семья
Семья Покленов принадлежала к обеспеченному торговому классу: в 1631 отец Мольера получил высокую официальную должность королевского обойщика. Он дал прекрасное образование своему старшему сыну, который с 1636 по 1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, где воспитывались отпрыски многих дворянских семей. Жан Батист знал толк в обойном ремесле и вступил в ремесленный цех, но родня предназначала его к юридической карьере: в 1641 он был принят в коллегию адвокатов.
Первые шаги на театральном поприще
Примерно в это же время Жан Батист вошел в круг учеников философа-эпикурейца Гассенди и завел знакомства в актерской среде: итальянский мим Фиорилли, по прозвищу Скарамуш, дал ему несколько уроков сценического мастерства, а молодая актриса Мадлен Бежар стала его любовницей. В 1643 он решил окончательно связать свою судьбу со сценой и заключил с Мадлен Бежар договор о создании "Блистательного театра". В 17 веке актерская профессия считалась "подлой", поэтому на сцене никто не выступал под собственным именем. Псевдоним "Мольер" впервые зафиксирован в документе от 28 января 1644 года. В 1645 будущий комедиограф дважды побывал в тюрьме из-за долгов, и труппе пришлось покинуть столицу. Турне по провинциям продолжалось 12 лет: первые пьесы Мольера "Шалый, или Все невпопад", "Любовная размолвка"  относятся именно к этому периоду. Годы странствий сыграли значительную роль в жизни драматурга: став превосходным актером и режиссером, он научился успешно вести дела с авторами, коллегами и властями.
Парижский период: взлеты и падения
В 1658 труппа вернулась в Париж и устроила в Лувре представление для Людовика XIV, которому чрезвычайно понравилась пьеса Мольера "Влюбленный доктор". Первый успех у публики драматург снискал в 1659 комедией "Смешные жеманницы", в которой высмеял прециозную слащавость и вычурность манер. В 1661 провалилась единственная "правильная" пьеса Мольера "Дон Гарсия Наваррский", но зато оказались чрезвычайно удачными постановки "Школы мужей" и "Докучных" в театре Пале-Рояль, где ныне размещается Комеди Франсез (известная также под именем "Дом Мольера"). В следующем году разразилась "памфлетная война" в связи с представлением "Школы жен": святоши увидели в ней покушение на принципы христианского воспитания. Пьеса имела колоссальный успех: по словам современника, "все находили ее жалкой, и все спешили ее увидеть". Это означало зарождение столь характерного для Франции "двойного вкуса" или "двойного стандарта": либо популярность, либо точное следование "правилам". Мольеру ставили в вину слабую интригу, которая и в самом деле почти примитивна. Как и во многих других комедиях Мольера, развязка здесь притянута за уши. Однако драматурга интересовал вовсе не финал, а "общечеловеческий" тип: пожилой мужчина, влюбленный в юную девушку и воспитавший ее на радость молодому сопернику. Вызванная пьесой полемика по значению почти не уступала "Спору о "Сиде". На нападки своих врагов Мольер ответил "Критикой "Школы жен", в которой суммировал все уже высказанные суждения и вложил в уста одного из персонажей примечательные слова: "На мой взгляд, самое важное правило - нравиться. Пьеса, которая достигла этой цели, хорошая пьеса Таким образом, Мольер существенно раздвинул рамки классицистской эстетики, поставив мнение широкой публики выше оценки "мудрецов".
В 1663 появился "Тартюф", вызвавший грандиозный скандал. Противники Мольера добились запрета пьесы через посредство могущественного "Общества святых даров", и только после примирения Людовика XIV с Церковью в 1669 комедию начали ставить с неизменным успехом у публики: за один лишь первый год пьеса выдержала более 60 представлений.
В 1665 очередную бурю вызвала постановка "Дон Жуана": на сей раз враги Мольера, не довольствуясь временным запретом, предприняли все возможное, чтобы окончательно изгнать пьесу с театральных подмостков, и после 15 представлений ее при жизни драматурга уже никогда более не ставили. С финансовой точки зрения оказался неудачным и поставленный в 1666 году "Мизантроп". Это одна из самых "загадочных" и многозначных комедий Мольера.
Денежные затруднения вынудили Мольера за один лишь сезон 1667-68 написать пять пьес: в их число входят "Жорж Данден, или Одураченный муж", "Брак поневоле" и "Скупой". В 1670 появилась одна из самых популярных комедий драматурга "Мещанин во дворянстве", которая представляет собой веселый фарс со вставным турецким балетом - возможно, эти сцены были заказаны королем, чтобы сбить спесь с посланника Оттоманской империи. Обессмертила пьесу фигура г-на де Журдена - неправдоподобно глупого и очень смешного буржуа, помешавшегося на своем стремлении стать "своим" в кругу дворян.
Сценическая карьера драматурга завершилась трагически. В феврале 1673 был поставлен "Мнимый больной", где Мольер, несмотря на давнюю тяжелую болезнь (скорее всего, у него был туберкулез) исполнял главную роль. На четвертом представлении он потерял сознание, и его пришлось отнести домой. Он скончался в ночь с 17 на 18 февраля, не успев исповедаться и отречься от актерской профессии. Приходской священник запретил хоронить его на освященной земле: вдова обратилась за помощью к королю, и лишь тогда было разрешено произвести религиозное погребение.
Пьесы Мольера выдержали на сцене одной только Комеди Франсез более 30 тысяч представлений. Французская Академия, пренебрегавшая "комедиантом" при жизни, в 1769 объявила конкурс на "Похвалу Мольеру" и установила у себя его бюст. Мольер стал подлинным создателем жанра классицистской комедии, где коллективным героем являются бесчисленные и безмерные человеческие заблуждения, которые иногда переходят в манию.


Афоризмы Мольера

Огонь любви горит
Сильней, когда взаимность озарит.

...кто всегда уныл, ревнив и мрачен,
Того дебют в любви частенько неудачен.

Как ни судите, ревность безобразна.
Ее уродств никак не скрасить вам.
Напротив, чем любовь дороже нам,
Тем более пятно ее нам грязно.

Завистники умирают, но зависть никогда.

Из всех вечных вещей любовь длится короче всего.

Нравственность крепнет, когда дряхлеет плоть.

Модные пороки сходят за добродетели.

Кто всякому друг, того я своим не считаю.

Контакты

  115172, Большие Каменщики, 7

  +7 495 134 1234 доб. 1120

Часы работы

Абонемент  10.30 − 16.30
Читальный зал  09.30 − 16.30
Работа с
книжным фондом
 08.30 − 10.30
Последняя пятница месяца — санитарный день.
Яндекс.Метрика