16 июня - 145 лет со дня рождения поэта Константина Дмитриевича Бальмонта
Константин Бальмонт – русский поэт-символист. Его обожествляли. Ему подражали. Его пародировали. В нем видели вечно вольного, вечно юного Ариона, обреченного стоять на высоте и быть вечно погруженным в откровения своей бездонной души.
По отцовской линии его предки были шотландцы, по материнской – татары. Бальмонт провел гармонично-счастливое детство в родительском поместье во Владимирской губернии среди красивой природы, окруженный любовью и заботой близких. Но отрочество и юность были довольно мрачными, что Бальмонт связывал с учебой. Из 7-го класса гимназии он был изгнан за принадлежность к революционному кружку. Владимирскую гимназию, где он окончил курс, воспринимал как тюрьму, которая изуродовала его нервную систему. В 1886 году Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета, учебой занимался мало, зато «пребывал в великом увлечении немецкой литературой». Из Московского университета был исключен как организатор студенческих беспорядков. Еще несколько раз он будет возвращаться к «казенному образованию», но, не проучившись и года, займется самообразованием. Своими познаниями в области истории, философии, литературы и филологии Бальмонт обязан только себе.
В 22 года он женился на дочери фабриканта, барышне «боттичелевского типа», но брак трагически распался. Этой женщине он и посвятил свой первый «Сборник стихотворений, который не имел никакого успеха, но вышел в год, памятный для Бальмонта. 13 марта 1890 г., прочитав ночью «Крейцерову сонату» Толстого, которая ходила в списках, Бальмонт бросился из окна третьего этажа на мощенный булыжниками двор. Весь следующий год поэт провел в постели. И явился новый, перерожденный Бальмонт. «Дыхание смерти» пробудило в нем «творческую мечту», с прошлым было покончено. Отсутствие поддержки, денег и голод не могли сломить Бальмонта. Сборники тех лет «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898) сразу обнаружили большого поэта. Последний сборник Блок назвал «самым нежным и самым детским» созданием Бальмонта. Поэтическая манера этого периода импрессионистична, язык – условно символический, мелодичный, полный загадочных намеков.
С выходом книги «Горящие здания» (1900) начинается новый и главный период в жизни поэта: «Мне везет. Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется». На смену безнадежному, пессимистическому настроению приходит настроение светлое, если не сказать более. В марте 1901 г. Бальмонт стал известен всему Петербургу. За публично прочитанное антиправительственное стихотворение «Маленький султан» поэт был сослан в курское поместье без права проживания в столичных городах в течение двух лет. Из 30 сборников, написанных Бальмонтом, самыми известными стали книги «Будем как солнце» (1903) и «Только любовь. Семицветник» (1903). Некоторых оскорбила декларация Бальмонта: «Предо мною другие поэты – предтечи», кто-то воспринял это как «чудачество и самообожание», однако вскоре установилось мнение, что Бальмонт не личное «я» отразил, а выразил новое понимание жизни.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
В творчестве Бальмонта начинает ощущаться перелом. Новая жизнь, революция захватила его, он пишет радикальные политические стихи-однодневки. Опасаясь репрессий, покидает Россию, как оказалось, на семь лет. Каждый год этого семилетия поэт писал по книге («Жар-птица, 1907; «Белые зарницы», 1908) – все они о России. В 1913 г. В связи с «300-летием дома Романовых» была объявлена политическая амнистия, и Бальмонт с триумфом возвратился на родину. На вокзале его встречала огромная делегация во главе с В. Брюсовым. Бальмонт счастлив, он бросает в толпу ландыши… Лучшие сборники этого периода («Белый зодчий», «Ясень», «Сонеты солнца, меда и луны» и книга «Тропинка огня» 1916-1918), включающие около тысячи стихотворений, отличаются монументальностью, в них видна уверенность матера, выросшая из способности откликаться на любое «вещание мира».
1917-1920 гг. – тяжелое время для поэта. По воспоминаниям Цветаевой, в квартире Бальмонта было так холодно. Что приходилось целый день находиться в постели. Здоровье дочери и жены ухудшалось, и Бальмонт хлопотал о выезде за границу. Первую мировую войну поэт воспринял как «злое колдовство», но в поэзии военные действия не нашли прямого отражения. Февральскую революцию Бальмонт принял восторженно. Но затем он потерял свою «революционность», оплакивал «хаос» и «ураган сумасшествия», требовал войны с Германией во имя «народной свободы». Свое отношение к Октябрьской революции Бальмонт выразил в статье «Революционер я или нет» (1918). В ней он представил большевиков как носителей разрушительного начала, подавляющих личность.
В 1920 г. Бальмонт покидает Россию навсегда. Он тяжело переживал отъезд. Жил поэт либо в Париже, либо в маленьких поселках на берегу Атлантического океана. Его отношения с русской эмиграцией складываются не просто. Единственный друг – Цветаева. Никогда он не писал так просто и ясно, как в это время. Все сборники проникнуты лиризмом воспоминаний, глубоким трагизмом. В 1937 году выходит книга «Светослужение», и в этом названии – весь путь поэта и суть его творчества:
Мы так живем, что с нами вечно слава,
Хмельная кровь, безумствующий бред,
И, может быть, в том жгучая отрава,
Но слаще той отравы в мире нет.
По отцовской линии его предки были шотландцы, по материнской – татары. Бальмонт провел гармонично-счастливое детство в родительском поместье во Владимирской губернии среди красивой природы, окруженный любовью и заботой близких. Но отрочество и юность были довольно мрачными, что Бальмонт связывал с учебой. Из 7-го класса гимназии он был изгнан за принадлежность к революционному кружку. Владимирскую гимназию, где он окончил курс, воспринимал как тюрьму, которая изуродовала его нервную систему. В 1886 году Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета, учебой занимался мало, зато «пребывал в великом увлечении немецкой литературой». Из Московского университета был исключен как организатор студенческих беспорядков. Еще несколько раз он будет возвращаться к «казенному образованию», но, не проучившись и года, займется самообразованием. Своими познаниями в области истории, философии, литературы и филологии Бальмонт обязан только себе.
В 22 года он женился на дочери фабриканта, барышне «боттичелевского типа», но брак трагически распался. Этой женщине он и посвятил свой первый «Сборник стихотворений, который не имел никакого успеха, но вышел в год, памятный для Бальмонта. 13 марта 1890 г., прочитав ночью «Крейцерову сонату» Толстого, которая ходила в списках, Бальмонт бросился из окна третьего этажа на мощенный булыжниками двор. Весь следующий год поэт провел в постели. И явился новый, перерожденный Бальмонт. «Дыхание смерти» пробудило в нем «творческую мечту», с прошлым было покончено. Отсутствие поддержки, денег и голод не могли сломить Бальмонта. Сборники тех лет «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898) сразу обнаружили большого поэта. Последний сборник Блок назвал «самым нежным и самым детским» созданием Бальмонта. Поэтическая манера этого периода импрессионистична, язык – условно символический, мелодичный, полный загадочных намеков.
С выходом книги «Горящие здания» (1900) начинается новый и главный период в жизни поэта: «Мне везет. Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется». На смену безнадежному, пессимистическому настроению приходит настроение светлое, если не сказать более. В марте 1901 г. Бальмонт стал известен всему Петербургу. За публично прочитанное антиправительственное стихотворение «Маленький султан» поэт был сослан в курское поместье без права проживания в столичных городах в течение двух лет. Из 30 сборников, написанных Бальмонтом, самыми известными стали книги «Будем как солнце» (1903) и «Только любовь. Семицветник» (1903). Некоторых оскорбила декларация Бальмонта: «Предо мною другие поэты – предтечи», кто-то воспринял это как «чудачество и самообожание», однако вскоре установилось мнение, что Бальмонт не личное «я» отразил, а выразил новое понимание жизни.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
В творчестве Бальмонта начинает ощущаться перелом. Новая жизнь, революция захватила его, он пишет радикальные политические стихи-однодневки. Опасаясь репрессий, покидает Россию, как оказалось, на семь лет. Каждый год этого семилетия поэт писал по книге («Жар-птица, 1907; «Белые зарницы», 1908) – все они о России. В 1913 г. В связи с «300-летием дома Романовых» была объявлена политическая амнистия, и Бальмонт с триумфом возвратился на родину. На вокзале его встречала огромная делегация во главе с В. Брюсовым. Бальмонт счастлив, он бросает в толпу ландыши… Лучшие сборники этого периода («Белый зодчий», «Ясень», «Сонеты солнца, меда и луны» и книга «Тропинка огня» 1916-1918), включающие около тысячи стихотворений, отличаются монументальностью, в них видна уверенность матера, выросшая из способности откликаться на любое «вещание мира».
1917-1920 гг. – тяжелое время для поэта. По воспоминаниям Цветаевой, в квартире Бальмонта было так холодно. Что приходилось целый день находиться в постели. Здоровье дочери и жены ухудшалось, и Бальмонт хлопотал о выезде за границу. Первую мировую войну поэт воспринял как «злое колдовство», но в поэзии военные действия не нашли прямого отражения. Февральскую революцию Бальмонт принял восторженно. Но затем он потерял свою «революционность», оплакивал «хаос» и «ураган сумасшествия», требовал войны с Германией во имя «народной свободы». Свое отношение к Октябрьской революции Бальмонт выразил в статье «Революционер я или нет» (1918). В ней он представил большевиков как носителей разрушительного начала, подавляющих личность.
В 1920 г. Бальмонт покидает Россию навсегда. Он тяжело переживал отъезд. Жил поэт либо в Париже, либо в маленьких поселках на берегу Атлантического океана. Его отношения с русской эмиграцией складываются не просто. Единственный друг – Цветаева. Никогда он не писал так просто и ясно, как в это время. Все сборники проникнуты лиризмом воспоминаний, глубоким трагизмом. В 1937 году выходит книга «Светослужение», и в этом названии – весь путь поэта и суть его творчества:
Мы так живем, что с нами вечно слава,
Хмельная кровь, безумствующий бред,
И, может быть, в том жгучая отрава,
Но слаще той отравы в мире нет.
©http://www.chitai.kraslib.ru