20 марта - 185 лет со дня рождения норвежского драматурга Генрика Ибсена
Генрик Иоганн Ибсен родился 2 марта 1828 года в небольшом торговом городке Шиени, в семье, принадлежавшей к кругу местной купеческой аристократии. В 1836 году дела Кнута Ибсена, отца будущего писателя, потерпели ряд неудач, и ему пришлось объявить банкротство.
Поисках заработка, молодой Генрих в 1843 году устроился аптекарским учеником в захолустном городке Гримстаде. И здесь, и в родном городе Ибсен был окружен обыденностью мещанского существования и тем традиционным патриархальным укладом быта, который не мог не оставить своих следов на ранних жизненных впечатлениях драматурга. Размеренная мещанское существование глухой норвежской провинции уже в эти годы детства, отрочества и первых самостоятельных шагов в жизни развернулось перед Ибсеном в контрастах обеспеченного семейного быта и неожиданной бедности, мнимого благополучия уютного мещанской среды и подневольной работы, мало соответствовала поэтическим наклонностям.
Ибсен входит в круг местной полной порывов молодежи, которая романтично мечтала о политической перестройке страны. Бури 1848 доходят и до далекого норвежского портового городка. По всей стране они с особой силой пробуждают литературные национально-романтические традиции, а в творчестве начинающего писателя находят свои первые политические отображения. Именно в это время на смену ранним лирико-сентиментальным стихам Ибсена появляются взволнованные отзывы на венгерскую революцию, цикл сонетов, вызванных датско-прусской войной, чувствительные эпиграммы, направленные против местной общественной и бюрократичной верхушки. Шум этих же международных бурь заставил Ибсена впервые выступить и в роли драматического писателя. С латинских классиков, которых он изучал, Ибсен взял сюжет своей первой трагедии «Катилина», опубликованной в 1850 году на собственный страх и риск таким же юным, как и сам автор, восторженным поклонником его таланта. Трагедия прошла незамеченной критиками и театрами. Большая часть тиража ее издания была продана некоему лавочнику на оберточную бумагу.
Весны 1850 года Ибсен поехал в столицу - в Христианию (ныне Осло), где, однако, ему не удалось осуществить своего намерения - стать студентом медицинского факультета. Отсутствие необходимых средств и неудача на экзаменах закрыли перед ним дорогу в науку, но косвенно способствовали тому, что Ибсен, оставшись в столице и ведя в ней жизнь свободного литератора, прошел вторую, после аптекарского ученичества, степень школы жизни. Он деятельно сотрудничает в периодической печати, принимает участие в рабочем движении, которое развивается под руководством одного из ранних норвежских мелкобуржуазных социалистов, Маркуса Тран, принимает участие в издании сатирического журнала «Андхримнер». В столице Ибсен глазу на глаз сталкивается с норвежской «большой» политикой, создавалась как в стенах парламента, так и в различных политиканствующих кружках. К этому времени следует отнести и его разчаровання в этой «большой» политике, которая в действительности была политикой малых и части узко корыстных деловых комбинаций.
В 1852 году, после относительного успеха одноактной поэтической драмы «Богатирський курган», Ибсен получил приглашение на должность драматурга и режессера при городском театре в Бергене. Здесь он написал и поставил целый цикл иьес по мотивам национальных преданий, саг и богатырских песен.
В 1857 году Ибсен работает художественным руководителем норвежского театра и Христиании, где ему пришлось выдержать серьезную борьбу за проникновения национальной тематики на столичную сцену в противовес исключительно датскому влиянию, царивший там, так и во всем норвежском культурной жизни. Тут же пришло и решительный перелом в философских и общественных настроениях писателя, который провел резкую грань между собой и господствующими в социально-политической жизни страны партиями откровенных реакционеров и мнимых демократов либерально-примиренческой направленности. Протесты и нападки, мишенью которых стала его новая пьеса - «Комедия любви», травля, устроенная против писателя и реакционерами и либеральствующих мещанством, горькое разочарование и негодование, вызыванные у него датско-прусской войной, в которой Ибсен вполне справедливо увидел угрозу независимости всего полуострова, ускорили решение писателя покинуть родину. В апреле 1864 года он уехал за границу, где и прожил - в Риме, Дрездене и Мюнхене - до 1891 года, лишь дважды на короткое время посетив родину.
Живя за границей, Ибсен имеет возможность ближе и шире познакомиться с мировым политическим жизнью, тем более, что в 60-70-е годы перед его глазами развернулись события такого первостепенного исторического значения как объединение Италии, франко- прусская война, возникновение и гибель Парижской Коммуны. В это время он создал такие драмы как «Пер Гюнт», «Бранд», «Кесарь и Галилеянин», «Кукольный дом», «Столпы общества», «Призраки» и другие.
В 1891 году Ибсен вернулся на родину. А в 1898 году Норвегия торжественно отпраздновала семидесятилетие великого писателя.
Умер Генрик Ибсен 1906 после изнурительной болезни.
Цитаты и aфоризмы Генрика Ибсена
- Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право.
- В том-то именно и заключается свобода, чтобы исчерпать свое призвание.
- Все может отдать мучжина своему верному другу, - все, только не ту женщину, которую любит.
- Всякий человек, великий или малый, бывает поэтом, если видит из-за своих поступков идеал.
- Для преданного друга нельзя никогда сделать слишком много.
- Душа человека заключается в его делах.
- Если дверь в залу открыта, избегайте черного хода.
- Женщина - самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь.
- Наиболее сильные люди и наиболее одиноки.
- Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца, - терпение.
- Не может быть свободы или красоты в домашней жизни, которая опирается на займы и долги.
- Пожалуйста, не употребляйте этого иностранного слова "идеал". Скажите просто, по-нашему: "ложь".
- Посади орла в клетку, и он будет кусать ее прутья, все равно - будь они железные или золотые.
- Правда и свобода - вот столпы общества.
- Самое возмутительное преступление - это злоупотребление доверием друга.
- Самый сильный тот, кто борется в одиночку.
- Трусость в своем расцвете обращается в жестокость.
- Тысячи слов оставят меньший след, чем память об одном поступке.
- Чистая совесть - самая лучшая подушка.
- Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости.
- Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право.
- В том-то именно и заключается свобода, чтобы исчерпать свое призвание.
- Все может отдать мучжина своему верному другу, - все, только не ту женщину, которую любит.
- Всякий человек, великий или малый, бывает поэтом, если видит из-за своих поступков идеал.
- Для преданного друга нельзя никогда сделать слишком много.
- Душа человека заключается в его делах.
- Если дверь в залу открыта, избегайте черного хода.
- Женщина - самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь.
- Наиболее сильные люди и наиболее одиноки.
- Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца, - терпение.
- Не может быть свободы или красоты в домашней жизни, которая опирается на займы и долги.
- Пожалуйста, не употребляйте этого иностранного слова "идеал". Скажите просто, по-нашему: "ложь".
- Посади орла в клетку, и он будет кусать ее прутья, все равно - будь они железные или золотые.
- Правда и свобода - вот столпы общества.
- Самое возмутительное преступление - это злоупотребление доверием друга.
- Самый сильный тот, кто борется в одиночку.
- Трусость в своем расцвете обращается в жестокость.
- Тысячи слов оставят меньший след, чем память об одном поступке.
- Чистая совесть - самая лучшая подушка.
- Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости.