29 апреля - 115 лет со дня рождения Дюка Эллингтона

Дюк Эллингтон написал более 1000 произведений. По мнению Боба Блюменталя из The Boston Globe, не было более великого композитора в истории джаза, чем Эдвард Кеннеди «Дюк» Эллингтон". Музыка Эллингтона простягается в различные жанры, включая блюз, госпел, популярная и классическая, музыка к фильмам. Его музыкальная карьера продолжалась более 50 лет.

Некоторые его инструментальные произведения были адаптированы в песни, которые стали стандартами. Благодаря его изобретательному использованию оркестра, или биг-бэнда, благодаря егоу красноречию и чрезвычайной харизме, он заставил публику воспринимать джаз, как вид искусства, наравне с другими традиционными жанрами музыки.

Эллингтон называл свою музыку "American Music", а не джаз. Среди музыкантов, которые были членами его оркестра, многие считаются одними из лучших в истории джаза, но они терялись в лучах славы великого Дюка. Эллингтон часто писал композиции специально под эти яркие индивидуальности. Например, " Jeep's Blues" он написал для Джонни Ходжеса, "Concerto for Cootie" для Кути Уильямса (впоследствии эта композиция песней стала "Do Nothing Till You Hear from Me" на стихи Боба Рассела) и "Mooche" для Tricky Sam Nanton и Bubber Miley. Он также записал песни, написанные его членами оркестра, такие как "Caravan" Хуана Тизола и "Perdido", которые привнесли "испанский оттенок" в джаз биг-бэнда. Некоторые члены коллектива оставались в нём в течение нескольких десятилетий. После 1941 года Эллингтон часто сотрудничал с композитором-аранжировщиком, пианистом Билли Стрейхорном, которого называл «компаньон по написанию и аранжировке». Эллингтон также снялся в нескольких фильмах.

Дюк Эллингтон находился во главе своей группы с 1923 года вплоть до смерти в 1974 году. Его сын Мерсер Эллингтон, ранее занимавшийся всеми административными аспектами бизнеса отца в течение нескольких десятилетий, управлял группой до своей смерти в 1996 году. После этого оригинальная группа распалась. Пол Эллингтон, младший сын Мерсера, управлял оркестром Дюка Эллингтона после смерти Мерсера.

Биография

Эдвард Кеннеди «Дюк» Эллингтон (Edward Kennedy "Duke" Ellington) родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне, США. У Дюка Эллингтона, в отличие от многих его чернокожих соотечественников, было вполне счастливое детство. Его отец Джеймс Эдвард был дворецким и некоторое время служил в Белом доме. Позже работал копировщиком в Военно-морских силах. Мать была глубоко верующей и хорошо играла на пианино. Мать давала Эдварду уроки игры на фортепиано в раннем детстве, а с семи лет Эллингтон занимается с учителем музыки. С 11 лет Эдвард сочинял музыку самостоятельно.

Чуть позже Эллингтон начал увлекаться рэгтаймом и танцевальной музыкой. Свою первую композицию в стиле рэгтайм «Soda Fountain Rag» он написал в 1914 году, в возрасте 15 лет. Несмотря на музыкальные успехи, Эллингтон обучался в специализированной школе по прикладным наукам и собирался стать профессиональным художником. Он даже выиграл конкурс на лучшую рекламную афишу города Вашингтон и работал плакатистом. Вместе с тем, музыку не забывал, совершенствуя технику игры на пианино, изучая теорию гармонии. Как-то само собой желание рисовать и работать с красками прошло и Эдвард Эллингтон отказывается от предложенного места работы в институте Пратта по прикладному искусству. В 1917 году он решает стать профессиональным музыкантом, берёт частные уроки у известных вашингтонских музыкантов, руководит местными ансамблями.

В 1919 году Дюк знакомится с Сонни Гриром, который становится барабанщиком первого эллингтоновского бэнда. В 1922 году Эллингтон вместе с Гриром и своим соседом Хардвиком выезжают в Нью-Йорк на краткий ангажемент. В Нью-Йорке Эллингтон берет частные уроки у признанных мастеров фортепиано Джеймса П. Джонсона и Уилли Лайона Смита.

Биг-бендиана Дюка Эллингтона (1923-64 гг)

В 23 года Эдвард Эллингтон начинает играть в квинтете Washingtonians и вскоре становится его руководителем. Ансамбль состоял из его друзей - барабанщика Сонни Грира, саксофониста Отто Хардвика, трубача Артура Уэтсола. От друзей из-за любви к щёгольской одежде Эллингтон получает прозвище Duke (герцог).

Осенью 1923 года ансамбль Дюка Эллингтона отправляется в Нью-Йорк, получает ангажемент в клубе «У Бэррона» в Гарлеме, а затем на Тайм Сквер в «Hollywood Club» (позднее его переименовали в «Kentucky Club»). В 1926 году Эллингтон знакомится с Ирвингом Миллсом, который становится менеджером всех дел Дюка на продолжительный период.

После нескольких сезонов работы в Kentucky Club ансамбль преобразуется в оркестр из десяти человек, и с 4 декабря 1927 года закрепляется в престижном гарлемском клубе "Cotton Club". Появляются известные композиции Дюка «Creole Love Call» и «Black & Tan Fantasy», «The Mooche» и др. В 1929 году оркестр выступал в ревю Флоренца Зигфельда. Регулярные радиотрансляции из "Cotton Club" программ оркестра делают Эллингтона и его оркестр известными.

В феврале 1931 года оркестр Эллингтон отправляется в первый концертный тур. В этом же году инструментальная версия одного из его стандартов «Mood Indigo», записанная на лейбле Victor, становится очень популярной.

Вдохновлённый успехом, композитор нацеливается на более сложные музыкальные сюжеты. Дюк Эллингтон работает над «Creole Rhapsody». В 1931-33 годах становятся популярными его пьесы «Limehouse Blues» и «It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing)» с вокалом Айви Андерсон (Ivie Anderson). За три года до официального начала эпохи свинга Дюк Эллингтон уже, фактически, заложил фундамент нового стиля. Важными вехами на этом пути стали темы 1933 года - «Sophisticated Lady» и «Stormy Weather» (автогры Harold Arlen и Ted Koehler).

Первые композиции оркестра Дюка Эллингтона связаны со «стилем джунглей» (East St.Louis Toodle-oo, Black Beauty, Black And Tan Fantasy, Ducky Wucky, Harlem Speaks), а также со «стилем настроений» (Mood Indigo, Solitude, Sophisticated Lady). В них Эллингтон использует индивидуальные возможности музыкантов: трубачей Чарли Эрвиса, Баббера Майли, Трикки Сэма Нэнтона, альт-саксофониста Джонни Ходжеса, баритон-саксофониста Харри Карни. Мастерство этих исполнителей придает оркестру особый «саунд».

Большой успех приносят гастроли в Европе (1933). Оркестр выступает в лондонском «Палладиуме», происходят встречи Дюка с принцем Уэльским, герцогом Кентским. Затем выступления в Южной Америке (1933) и тур по Соединенным Штатам (1934). Репертуар в основном составляют композиции Эллингтона.

В тот момент в оркестре играют саксофонисты Джонни Ходжес, Отто Хардвик, Барни Бигард, Харри Карни, трубачи Кути Уильямс, Фрэнк Дженкинс, Артур Уэтсол, тромбонисты Трикки Сэм Нэнтон, Хуан Тизол, Лоренс Браун. Дюка Эллингтона пресса называет первым подлинно американским композитором, а его свинговый стандарт «Caravan>», написанный в соавторстве с тромбонистом Хуаном Тизолем (Juan Tizol), обходит весь мир. Это до сих пор одна из самых узнаваемых джазовых тем.

1938 год знаменателен совместным выступлением с музыкантами филармонического оркестра в нью-йоркском отеле «Сен-Реджис». В конце 30-х в оркестр приходят новые музыканты - контрабасист Джимми Блентон (Jimmy Blanton) и тенор-саксофонист Бен Уэбстер (Ben Webster). Их влияние на «саунд» Эллингтона было настолько фундаментальным, что их относительно короткий срок пребывания в составе получил среди джазовых фанатов название Blanton-Webster Band. С этим составом Эллингтон совершает второе европейское турне, почему-то пропустив Англию.

Обновленный «саунд» оркестра зафиксирован в композиции 1941 года «Take the 'A' Train» (автор Билли Стрэйхорн). Среди произведений композитора этого периода важное место занимают инструментальные работы «Diminuendo in Blue» и «Crescendo in Blue».

Мастерство композитора и музыканта получает признание не только у критиков, но и у таких выдающихся академических музыкантов, как Игорь Стравинский и Леопольд Стоковский.

В годы Второй мировой войны Эллингтон создает ряд больших инструментальных пьес. 23 января 1943 года выступает с концертом своих произведений в знаменитом Карнеги-Холле (Carnegie Hall), где проходит премьера «Black, Brown and Beige». Весь сбор средств от концерта идет в помощь Красной Армии. По окончании войны, несмотря на закат эпохи биг-бэндов, Эллингтон продолжает гастролировать со своей новой концертной программой. Сборы от выступлений, начавшие постепенно падать, он пополняет гонорарами, которые получает как композитор. Это позволяет сохранить оркестр.

Начало 50-х - самый драматичный период в жизни эллингтоновского бэнда. Чувствуя снижение интереса к джазу, из оркестра один за другим уходят «ключевые» музыканты. На несколько лет Дюк Эллингтон уходит в тень. Однако, уже летом 1956 года происходит триумфальное возвращение на большую сцену на джазовом фестивале в Ньюпорте. Один из кульминационных моментов фестиваля - незабываемое, состоящее из 27-ми квадратов (а по мнению известного продюсера Ирвинга Таунсенда - сто двадцать восемь квадратов!), соло тенор-саксофониста Пола Гонсалвеса (Paul Gonsalves) в обновленной версии «Dimuendo and Crescendo in Blue». Композитор снова попадает в фокус, его фотография украшает обложку журнала «Time», он подписывает новый контракт с Columbia Records. Первый релиз - концерт «Ellington at Newport» - стал самым удачным и продаваемым альбомом в карьере музыканта.

В последующие годы, в соавторстве с Билли Стрэйхорном, Дюк пишет ряд произведений на классические темы. На пластинке «Such Sweet Thunder», шекспировской сюите 1957 года, представлены композиции «Lady Mac», «Madness in Great Ones», посвященная Гамлету, «Half the Fun» об Антонии и Клеопатре. Уникальность записи в том, что солисты оркестра (Кэт Андерсон, Джонни Ходжес, Пол Гонсалвес, Квентин Джексон и другие), как актёры в театре, исполняли ведущие партии и держали на себе целые номера. Вместе со Стрэйхорном написаны вариации на темы из «Щелкунчика» Чайковского и «Пер-Гюнта» Грига.

Дюк Эллингтон снова становится востребованным концертным исполнителем. Маршруты его гастролей расширяются, и осенью 1958 года артист снова объезжает Европу с массированным концертным туром. Дюка представляют королеве Елизавете и принцессе Маргарет на фестивале искусств в Англии.

В 1961 и 1962 годах Эллингтон записывается вместе с Луи Армстронгом, Каунтом Бэйси, Коулменом Хокинсом, Джоном Колтрейном и другими выдающимися мастерами джаза. В 1963 году оркестр Эллингтона совершает новую поездку в Европу и, затем, на Средний и Дальний Восток по просьбе Госдепартамента США. 1964 год. Очередное европейское турне и первый визит оркестра в Японию.

Последние годы (1965-74 гг)

С середины 60-х композитор 11 раз уходил с церемонии награждения Grammy победителем. В 1965 году премия достается ему в номинации «лучший большой джазовый ансамбль» за альбом «Ellington '66». Трек «In the Beginning, God» отмечается в 1966 году как лучшая джазовая композиция. Бэнд выступает в Белом доме, на Виргинских островах и снова в Европе. Выступает с Бостонским симфоническим оркестром. В сентябре начинает серию концертов духовной музыки. Эти концерты артист будет регулярно проводить под сводами Grace Cathedral в Сан-Франциско.

В 1966 и 1967 годах Эллингтон проводит две серии европейских концертов с Эллой Фицджеральд. Со своим коллективом отправляется в продолжительный тур по Ближнему и Дальнему Востоку. С этим турне совпало издание пластинки «Far East Suite», которая принесла своему автору победу в номинации «лучший большой джазовый ансамбль». С такой же формулировкой Эллингтон унес Grammy с церемонии 1968 года за альбом «And His Mother Called Him Bill». Этот альбом композитор посвятил своему коллеге и близкому другу Билли Стрейхорну, который умер в 1967 году.

Прием в Белом доме в 1969 году по случаю 70-тилетия Дюка. Вручение ордена Свободы президентом Ричардом Никсоном. Новое европейское турне. В Париже в честь семидесятилетия Дюка Эллингтона был устроен банкет, на котором его приветствовал Морис Шевалье. Выступление на джазовом фестивале в Монтерее (1970) с новыми композициями «River», «New Orlean Suite» и «The Afro-Eurasian Eclipse». Посещение Европы, Австралии, Новой Зеландии и Дальнего Востока. 16 апреля 1971 года в нью-йоркском «Линкольн-центре» проходит премьера композиции «Suite For Gutela». Выступление на ньюпортском джаз-фестивале.

В этом же 1971-м Дюк Эллигтон посещает с концертами СССР (Москва, Ленинград, Минск, Киев, Ростов), затем Европу и совершает второе турне в Южную Америку и Мексику.

Оркестр, который Эллингтон взял с собой в Советский Союз состоял из шести саксофонов: Рассел Прокоп, Пол Гонзалвес, Гарольд Эшби, Норрис Терни, Гарольд Джизил Майнерв и Гарри Карни. Трубы: Кути Уильямс, Мерсер Эллингтон, Гарольд Мани Джонсон, Эдди Престон и Джонни Коулс. Тромбоны: Мальколм Тейлор, Митчелл Бути Вуд и Чак Коннорс. Басистом был Джо Бенджамин, а за барабанами - Руфус Спиди Джонс, два вокалиста - Нелл Брукшайр и Тони Уоткинс.

Когда самолет с Дюком приземлился в Ленинграде, его встретил большой оркестр, марширующий по летному полю и играющий диксилендовую музыку. Всюду, где бы он ни выступал со своим бэндом, билеты были полностью проданы. На каждом из трех концертов Эллингтона в Киеве было десять тысяч человек и более двенадцати тысяч на каждом его выступлении в Москве. Во время визита в СССР Эллингтон посетил Большой театр, познакомился с великим Эрмитажем и встретился с выдающимся композитором Арамом Хачатуряном. Эллингтон дирижировал джаз-оркестром московского радио. Газета «Правда» была очень щедрой на похвалы Эллингтону и его оркестру. Музыкальный критик, писавший в газете, был поражен «их бесценным чувством легкости. Они выходили на сцену без каких-либо особых церемоний, просто один за другим, как друзья обычно собираются на джем-сейшн».

Дюку Эллингтону понравился Советский Союз и он позже вспоминал:

«Знаете ли вы, что некоторые из наших концертов продолжались там по четыре часа? Да, и никто не жаловался — ни публика, ни работники сцены, ни даже оркестранты. Русские приходили слушать нашу музыку, а не по какой-либо другой причине. По десять-двенадцать раз они вызывали нас на бис».

1973 год. Третий «Концерт духовной музыки», премьера в Вестминстерском аббатстве, Лондон. Европейское турне. Дюк Эллингтон принимает участие в королевском концерте в «Палладиуме». Визит в Замбию и Эфиопию. Награждение «Императорской звездой» в Эфиопии и орденом Почётного легиона во Франции. Дюк Эллингтон публикует автобиографию «Музыка — моя возлюбленная».

До последних месяцев жизни Дюк Эллингтон много ездил и концертировал. Его удивительные выступления, наполненные вдохновенными импровизациями, привлекали не только многочисленных слушателей, но и получали высокую оценку профессионалов. Изданный по материалам концертов в Новом Орлеане диск «New Orleans Suite» опять заслуживает премию Grammy в номинации «лучший большой джазовый ансамбль». Ещё трижды музыкант оказывается вне конкуренции в этой категории (причем дважды посмертно): в 1972 году за пластинку «Toga Brava Suite», в 1976 году - за «Ellington Suites», в 1979-м - за «Duke Ellington At Fargo, 1940 Live».

В 1973 году врачи диагностировали у него рак легких. В начале 1974 года Дюк Эллингтон заболел пневмонией. Через месяц после своего 75-летнего юбилея, рано утром 24 мая 1974 года, Эдвард Кеннеди «Дюк» Эллингтон ушёл из жизни.

Личная жизнь

2 июля 1918 года Эллингтон женится на подруге детства Эдне Томпсон, а 11 марта 1919 года у них рождается сын Мерсер Эллингтон. Судя по срокам, мальчик либо родился недоношенным, либо был зачат вне брака. Целомудренные американские биографы об этом умалчивают.

Вскоре родился и второй сын Эллингтонов, но он умер в раннем детстве. Семейная жизнь с Эдной не сложилась. Дюк Эллингтон прожил с ней несколько лет, а потом они навсегда расстались, хотя так и не развелись официально. Эдна умерла в 1966 году.

Дюк Эллингтон всегда отличался аристократичностью манер и грациозностью движений. Он был любимцем женщин, обольстителем и тонким льстецом. Еще во время жизни с Эдной у него было множество любовных связей. По свидетельству его сына Мерсера, во время ссоры из-за одной из таких связей у Эдны в руках оказался нож, а у Дюка на лице появился шрам. Дюку всегда очень нравилось внимание, которое обращали на него женщины, и Мерсер писал: "Отец и пошел-то в шоу-бизнес потому, что это всегда давало возможность посадить где-нибудь поблизости девушку и наслаждаться тем, как она восхищенно смотрит на тебя, пока ты играешь на пианино".

Эллингтон никогда не стремился найти какую-нибудь совершенную женщину. Ему даже нравилось, если у женщины был какой-нибудь физический недостаток, например, слишком большая грудь, шрам или непропорциональное телосложение. У него было так много женщин, с которыми он был близок, что иногда ему приходилось придумывать какие-то хитрости, чтобы с ними со всеми справиться. В 1972 году, например, на джазовый фестиваль с его участием собралось столько его любовниц, которые поселились к тому же в одной гостинице, что в один прекрасный день он был вынужден попросить своего друга пригласить на обед двух из них, а сам в это время ушел в свой гостиничный номер с третьей.

Совместная жизнь с Эдной закончилась после того, как она узнала о страстной любовной связи Эллингтона с молодой актрисой. Мерсер позже написал, что это была одна из самых серьезных интимных связей в жизни его отца. Дюк, тем не менее, отказался развестись с Эдной и жениться на этой актрисе, и она покинула его навсегда.

Милдред Диксон, с которой Эллингтон познакомился в Нью-Йорке, поселилась в его доме в 1930 году и прожила с ним 10 лет. Затем в жизнь Эллингтона ворвалась красавица Беатрис Эллис. На протяжении следующих 37 лет она называла себя Иви Эллингтон, жила в роскошных апартаментах в Нью-Йорке, приобретенных для нее Дюком, и терпеливо ожидала его очередного визита, который, обычно бывал не очень продолжительным. После смерти Эдны Иви была уверена, что станет женой Дюка. К ее величайшему изумлению он наотрез отказался на ней жениться, даже после того, как она стала угрожать ему пистолетом. Иви продолжала после этого свою одинокую жизнь, а Дюк ежедневно звонил ей, писал ей письма, осыпал ее цветами, конфетами и фруктами и иногда посещал ее в ее роскошных апартаментах.

В 1959 году Эллингтон познакомился с певицей ночного клуба Фернандой де Кастро Монте. Она стала часто сопровождать его во время его бесконечных турне по всему миру. Он всегда называл ее "герцогиня". Мерсер так описывает одну из встреч с Фернандой в Лас Вегасе: "Мы с отцом провожали ее на вокзале. На ней было великолепное норковое пальто. Перед тем, как поезд тронулся, она распахнула свое пальто. На ней под ним не было абсолютно ничего. Она обняла Дюка, поцеловала его и вошла в вагон". У Фернанды был отменный вкус. Она приучила Дюка к водке и икре. Икру он поедал в огромном количестве, считая ее афродизиаком. Когда Фернанда стала выдвигать определенные требования, Эллингтон заявил, что он официально женат на Иви. Иви, кстати, так ревновала Дюка к Фернанде, что во второй раз угрожала ему пистолетом.

Фернанда де Кастро Монте была пятой и последней известной женщиной, с которой у Дюка была длительная интимная связь. У него, конечно, было множество любовных связей с другими женщинами. Некоторые из них даже разводились со своими мужьями в надежде завоевать таким образом сердце Дюка. Взгляды его на жизнь такие поступки не изменили. До конца своей жизни Эллингтон утверждал: "Моя любовница - музыка, и только она может играть первую скрипку".

Наследие

За свою жизнь Дюк Эллигтон удостоился многих наград. Это:

Золотая президентская медаль от Линдона Джонсона (1966)

Удостоен почётной степени доктора Йельского университета (1967)

Орден Свободы (1969)

Императорская звезда (Эфиопия, 1973)

Орден Почётного легиона (Франция, 1973)

Пулитцеровская премия (посмертно)

А в 1976-м создан Центр Дюка Эллингтона при лютеранской церкви святого Петра в Нью-Йорке.

Эллингтон был великим композитором-экспериментатором и новатором в музыке XX века. Его творческий путь был полон открытий. Он создает то стиль джунглей, то стиль настроения, то обращается к академическим европейским музыкальным формам - сюитам, рапсодиям, балету и опере.

Его оригинальные оркестровые произведения оказали большое эстетическое воздействие на развитие культуры 20-го века. Каждый значительный джазовый оркестр прямо или косвенно испытал на себе его влияние.

Эллингтон изменил роль контрабаса, тенора и баритон-саксофона в биг-бэнде. Он впервые начал использовать человеческий голос как инструмент. Положил начало латиноамериканскому джазу композицией «Caravan».


Как пианист, Дюк Эллингтон всю жизнь модернизировал свой стиль демонстрируя своё искусство «ударного фортепиано» и сохраняя характерные черты страйдового пианиста (влияние Джеймса П.Джонсона, Уилли Лайона Смита и Фэтса Уоллера), но смещаясь к более сложным аккордам и гармониям.

Как аранжировщик, Эллингтон отличался творческим подходом. Многие произведения Эллингтона представляли собой маленькие «концерты», созданные специально для того, чтобы лучше раскрыть индивидуальное дарование того или иного исполнителя-импровизатора. Он писал для музыкантов оркестра, учитывая их индивидуальный стиль и вместе с ними (или с теми, кто приходил им на смену) периодически возвращался к старым произведениям, по сути творя их заново. Дюк никогда не позволял исполнять свои пьесы так же, как они звучали прежде. Ни одна из композиций Эллингтона, записанная на пластинку его оркестром, никогда не рассматривалась им как нечто окончательное и не нуждающееся в дальнейшем усовершенствовании и развитии. Всё, что исполнялось оркестром Эллингтона, выражало его индивидуальность, вбиравшую в себя одновременно индивидуальность каждого из его оркестрантов.

Его наследие огромно. По данным работника издательства «Темпо Мьюзик» М.Роббинса, у Дюка Эллингтона было зарегистрировано около тысячи пьес, большинство из которых составляют золотой фонд джаза. Тридцать восемь крупных произведений, предназначенных для концертного исполнения, духовные концерты, музыка к театральным постановкам и кинофильмам.

Его дискография, по данным американского критика Скотта Янова, на сегодняшний день превышает шесть сотен дисков (623). По времени звучания в эфире, на телевидении и на дисках в масштабе всей планеты Дюк Эллингтон занимает одно из первых мест.

©http://sevjazz.info/

Duke Ellington

Edward Kennedy Duke Ellington


Контакты

  115172, Большие Каменщики, 7

  +7 495 134 1234 доб. 1120

Часы работы

Абонемент  10.30 − 16.30
Читальный зал  09.30 − 16.30
Работа с
книжным фондом
 08.30 − 10.30
Последняя пятница месяца — санитарный день.
Яндекс.Метрика