75 лет со дня открытия Концертного зала им. П.И. Чайковского в Москве (12 октября 1940 года)

kontsertnyi zal chaikovskogoКонцертный зал имени П.И.Чайковского — основная площадка Московской филармонии. Здесь проходят выступления ведущих солистов, симфонических оркестров, хоровых, хореографических, фольклорных, эстрадных коллективов; ставятся оперы в концертном исполнении, музыкально-драматические постановки.

«В Зале Чайковского лгать не удастся.
Синие кресла срываются с круга –
белой полоскою, как адидасы.
Здесь тренируется Сборная духа».

Андрей Вознесенский. «Зал Чайковского», 1999

Триумфальная площадь, 4/31 — этот адрес хорошо знаком московским меломанам и музыкантам всего мира. Здесь, в здании Московской государственной академической филармонии, расположен один из лучших и самых известных концертных залов Москвы и России, который носит имя Петра Ильича Чайковского.

В 2015 году зал отмечает свое 75-летие.«Все музы будут в гости к нам» — так, немного перефразируя одну из гениальных строк А.С.Пушкина, можно сказать о Зале имени Чайковского. Опера, балет, симфоническая, камерная, вокальная, хоровая музыка, фольклор, народный танец, джаз, драма, художественное слово… — пожалуй, нет такого жанра, которому не нашлось бы места на этой прославленной сцене.

Концертному залу имени Чайковского — 75 лет, но богатая и разнообразная творческая жизнь, здесь, на месте современного500 0a177bfd9c8255246d16e6767f61fa0c монументального здания с уникальной архитектурой на углу нынешних Тверской улицы и Триумфальной площади, началась еще в первые годы ХХ века. Именно тут с 1901 года располагался театр «Буфф-миниатюр» французского антрепренера Шарля Омона, позже — театр легкого жанра «Зон», а после революции Театр РСФСР. В 1913 году прямо напротив здания театра был открыт один из первых московских кинотеатров — «Дом Ханжонкова», впоследствии известный кинотеатр «Москва». Рядом, на месте нынешнего Театра Сатиры, — популярный в свое время Цирк братьев Никитиных, затем Мюзик-Холл.

В 1922 году здание было передано ТИМу — Театру имени Вс. Мейерхольда. В течение 10 лет здесь с триумфом шли знаменитые спектакли Мастера: «Мистерия-буфф» Маяковского, «Ревизор», «Горе уму» (по комедии А.Грибоедова «Горе от ума») и другие. В 1932 году ТИМ переехал в помещение нынешнего театра им. Ермоловой, а в здании на Триумфальной площади началась серьезная перестройка и реконструкция.

По замыслу великого режиссера-реформатора, новый дом его труппы должен был стать самым большим и современным в Москве, оснащенным по последнему слову техники. Мейерхольд задумывал небывалый театр, в котором предвиделись: трансформируемая сцена и возможность переноса игровых площадок в различные места зала, раздвигающаяся крыша-купол и дневное освещение, перспектива кинофикации и направленного регулирования света и звука, непосредственная связь помещений для актеров со сценической площадкой. Также предусматривалась возможность обслуживания публики на безантрактовых спектаклях (с разносом напитков и вентиляцией в спинках кресел для курящих), что казалось фантастическим для того времени, но вполне осуществимо в наши дни.

Главной же задачей режиссера было создание единого пространства сцены и зрительного зала. Мейерхольд хотел разрушить воображаемый заслон между актерами и зрителями (убрать занавес, рампу и оркестровую яму), «вовлечь публику в действие и коллективный процесс создания спектакля». И хотя трагические события конца 1930-х подвели черту под всеми творческими замыслами Мейерхольда (в 1939 году он был арестован и в феврале 1940-го расстрелян), многое из того, что рождалось в его воображении, не потеряло своей актуальности и сегодня.

По историческим сведениям, Мейерхольд и его команда архитекторов (А.В.Щусев, М.Г.Бархин и С.Е.Вахтангов — сын500 a55ae963d4fbb9be7da4953387217ee5 Е.Б.Вахтангова) успели к 1938 году построить основной костяк здания — в кирпиче и бетоне. Не были проработаны только отделка и фасад. После закрытия театра Мейерхольда недостроенное здание было передано Московской филармонии для переоборудования в концертный зал. В 1940 году была закончена внутренняя отделка нового зала. Архитекторы Д.Н.Чечулин и К.К.Орлов, возглавившие работу по перестройке здания, в целом сохранили прежнюю планировку. Д.Н.Чечулин в дальнейшем внес значительный вклад и в убранство площади, которая с 1935 по 1992 гг. носила имя Владимира Маяковского. Он является архитектором здания гостиницы «Пекин» и памятника великому поэту, установленного на площади Маяковского в 1958 году.

В конструкции Зала имени Чайковского многое осталось от первоначального проекта. Можно смело сказать, что своим нынешним обликом зал во многом обязан именно Всеволоду Мейерхольду и его гениальным идеям. В частности, идеальным сценическим решением Мейерхольд считал модель древнегреческого театра, где сцена-арена максимально охватывается зрительским пространством с трех сторон, а места для публики расположены амфитеатром, благодаря чему обеспечивается прекрасный обзор сцены со всех сторон. Эти условия отчасти были сохранены в новом концертном зале, имеющем эллипсообразную форму, которая обеспечивает отличное восприятие происходящего на сцене. В современном помещении зала воплотились и некоторые другие новаторские идеи Мейерхольда. И символично, что именно здесь отмечались 100-летие и 125-летие со дня рождения великого режиссера.

Открытие нового концертного зала Московской филармонии, получившего имя П.И.Чайковского, было приурочено к 100-летию со дня рождения композитора. 12 октября 1940 года в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Александра Гаука и Константина Иванова прозвучали Шестая симфония, «Франческа да Римини», 1-я часть Первого фортепианного концерта, арии из опер и романсы. Солистами выступили Лев Оборин, Пантелеймон Норцов, Елена Кругликова, Вера Давыдова и Марк Рейзен.Уже первый филармонический сезон в Концертном зале имени Чайковского принес залу всесоюзную известность.

Во вновь открытом зале был установлен старинный орган фирмы «Э.Ф.Валькер» (Людвигсбург, Германия), более 100 лет (с 1839 г.) находившийся в Санкт-Петербурге в Соборе Свв. Петра и Павла на Невском проспекте (в 1860-е годы XIX века на нем играл П.И.Чайковский).

Но мирная жизнь была прервана с началом Великой Отечественной войны. Многие музыканты были призваны в действующую армию либо добровольно ушли на фронт, стали участниками фронтовых концертных бригад. В вестибюле Зала имени Чайковского установлена мемориальная доска в память об артистах и сотрудниках Московской филармонии, отдавших жизнь на полях сражений.

Тем не менее, в суровую пору войны филармоническая жизнь продолжалась, и 5 октября 1941 года в Зале имени Чайковского io3.dqodoskb8v4ko4kckwgwcgcwk.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.thоткрылся второй концертный сезон. Концерты шли, несмотря на осадное положение, несмотря на то, что жестокие бои проходили у границ Москвы, в районе Волоколамского шоссе, подчас и под звуки сирены воздушной тревоги — в подвале здания было бомбоубежище, куда спускались слушатели во время налетов фашистской авиации, а на крыше находилась зенитная установка. Зал почти не отапливался, но артисты выступали всегда только в концертных костюмах. Очевидцам запомнились два уникальных концерта осени 1941 года: один — на крыше зала для зенитчиков, другой — на перроне станции метро «Маяковская» 6 ноября, после торжественного заседания, посвященного 24-й годовщине Октябрьской революции.

Всего за четыре военных сезона в Зале имени Чайковского состоялось около 1500 концертов, прошли торжественные заседания в честь памятных дат А.С.Пушкина, М.И.Глинки, И.Е.Репина. Мероприятия посетили более 2 млн. зрителей.

С наступлением мирной эпохи филармоническая жизнь и жизнь Концертного зала им. П.И. Чайковского получили новые творческие импульсы. В первые послевоенные годы публика наслаждалась искусством практически всех выдающихся отечественных исполнителей и коллективов. Состоялись концертные исполнения опер «Война и мир» Прокофьева, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Чио-Чио-сан» Пуччини, музыкально-драматические спектакли «Пер Гюнт», «Арлезианка», «Сон в летнюю ночь», «Эгмонт» (в постановке Всеволода Аксенова), премьеры сочинений советских композиторов, причем многие — с участием авторов: Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна, Тихона Хренникова, Дмитрия Кабалевского…

Здесь же проходили «Пушкинские чтения», торжественные заседания к 800-летию Москвы, 150-летию со дня рождения А.С.Пушкина, творческие вечера лучших московских театров, блистательных актрис, популярных мастеров эстрады. В 1947 году в зале шли съемки знаменитого кинофильма «Первая перчатка».Начиная с 1950-х годов, зал был ареной нескольких матчей на первенство мира по шахматам (1951 — М.Ботвинник — Д.Бронштейн, 1954 и 1957 — М.Ботвинник — В.Смыслов, 1985 — А.Карпов — Г.Каспаров). Трое выдающихся советских гроссмейстеров — Михаил Ботвинник, Василий Смыслов и Гарри Каспаров — были увенчаны на этой сцене лавровыми венками чемпионов мира.

В конце 1930-х годов в СССР возникла традиция проведения крупнейших художественных мероприятий: Декад и Дней культурыфото 7 и искусства союзных и автономных республик, областей и краев СССР, зарубежных стран. Зал Чайковского стал одной из основных площадок этих творческих смотров. Зал имени Чайковского также был ареной Всесоюзных конкурсов балетмейстеров, артистов балета, Всесоюзных и Всероссийских смотров симфонических оркестров, академических и народных коллективов.

В 1950 году над сценой зала было водружено лепное изображение Герба СССР — варианта с 16 ленточками (по числу союзных республик, входивших тогда в состав СССР). И хотя в 1956 году союзных республик стало 15, и в структуру Герба были внесены соответствующие изменения, а в 1991 году канул в Лету и Советский Союз, публика Концертного зала имени П.И.Чайковского и в наши дни имеет возможность лицезреть старый советский герб — разумеется, теперь уже только как украшение интерьера и напоминание о прошлом.

С 1962 года Зал имени Чайковского — одна из главных площадок Международного конкурса, который носит имя великого русского классика. Разумеется, основой творческой жизни Концертного зала имени П.И.Чайковского всегда была и остается интенсивная концертная деятельность. Здесь выступают ведущие солисты, симфонические оркестры, хоры, камерные оркестры, хореографические, фольклорные коллективы.

Наступление нового века и тысячелетия стало и своеобразным рубежом в творческой истории Московской филармонии. 8321Филармоническая жизнь становится гораздо более насыщенной и интересной, а роль и значение Концертного зала имени П.И.Чайковского — все более весомыми. Более того, в последние годы зал рассматривается как главная концертная площадка Московской филармонии. Здесь проходит около 300 концертов в год, которые посещают более 350 тысяч москвичей и гостей столицы (вместимость зала — 1505 мест).

Для человека 75 лет — возраст «глубокой зрелости». Для Концертного зала имени П.И. Чайковского 75-летие — мощный творческий импульс, разбег для прыжка в будущее, начало новой жизни в историческом здании на Триумфальной площади.

© http://rostropovichfestival.ru/

Контакты

  115172, Большие Каменщики, 7

  +7 495 134 1234 доб. 1120

Часы работы

Абонемент  10.30 − 16.30
Читальный зал  09.30 − 16.30
Работа с
книжным фондом
 08.30 − 10.30
Последняя пятница месяца — санитарный день.
Яндекс.Метрика