15 ноября 1815 года состоялся первый рейс первого русского парохода «Елизавета» из Петербурга в Кронштадт

762297В 1815 году первый русский пароход "Елизавета" совершил первый рейс из Петербурга в Кронштадт и обратно.

Пароход (или как тогда говорили «стимбот») был построен в Петербурге на заводе английского механика Чарльза Бэрда, который в 1786 году прибыл в Россию и поступил на русскую службу. «Елизавета» представляла собой лодку деревянной конструкции, снабженную бортовыми гребными колесами и паровой машиной мощностью четыре лошадиных силы, установленной в трюме.

Чтобы испытать скорость парохода, командир Кронштадтского порта приказал состязаться с ним своему лучшему гребному катеру. Выяснилось, что самый быстрый катер кронштадтского порта может догнать и даже обогнать пароход, если гребцы будут трудиться изо всех сил. Однако сил даже самых лучших гребцов не хватит, чтобы поддерживать такую гонку продолжительное время.

Кстати, русское слово «пароход» ввел в обиход морской офицер П. И. Рикорд, участник этого плавания. В дальнейшем пароход использовался для перевозки пассажиров и буксировки барж в Кронштадт.

В навигацию 1816 года начались регулярные рейсы. « ...Ныне всякий день из Кронштадта в Петербург и из Петербурга в Кронштадт выходят по два парохода, один поутру, другой ввечеру, и всякий раз бывают заполнены путешественниками» - сообщала в 1823 году книга «Отечественные достопримечательности находящиеся в России», изданная А. С. Ширяевым.

Далее автор в заметке «Пароход» восхищался: «...без ветра, без парусов летящий куда угодно, со странной железной мачтой, из которой идет дым» и делал заключение, что «прогулка в Кронштадт на пароходе может почесться одной из приятнейших забав...».

Бесспорно, это был прогресс, поскольку до этого казенные суда возили в Кронштадт только почту, а пассажирам приходилось совершать путешествие в столицу и обратно на гребных ботах, которые в непогоду часто тонули и вообще ходили нерегулярно. И потому пароход произвел настоящий фурор. Пароходы шли со скоростью пять километров в час, и покрывали расстояние за четыре с лишним часа. И все же всякий раз суденышки были наполнены путешественниками.

А к 1820 году русский флот насчитывал уже около 15 пароходов, к 1835 - около 52.

Контакты

  115172, Большие Каменщики, 7

  +7 495 134 1234 доб. 1120

Часы работы

Абонемент  10.30 − 16.30
Читальный зал  09.30 − 16.30
Работа с
книжным фондом
 08.30 − 10.30
Последняя пятница месяца — санитарный день.
Яндекс.Метрика