15 ноября 1815 года состоялся первый рейс первого русского парохода «Елизавета» из Петербурга в Кронштадт
В 1815 году первый русский пароход "Елизавета" совершил первый рейс из Петербурга в Кронштадт и обратно.
Пароход (или как тогда говорили «стимбот») был построен в Петербурге на заводе английского механика Чарльза Бэрда, который в 1786 году прибыл в Россию и поступил на русскую службу. «Елизавета» представляла собой лодку деревянной конструкции, снабженную бортовыми гребными колесами и паровой машиной мощностью четыре лошадиных силы, установленной в трюме.
Чтобы испытать скорость парохода, командир Кронштадтского порта приказал состязаться с ним своему лучшему гребному катеру. Выяснилось, что самый быстрый катер кронштадтского порта может догнать и даже обогнать пароход, если гребцы будут трудиться изо всех сил. Однако сил даже самых лучших гребцов не хватит, чтобы поддерживать такую гонку продолжительное время.
Кстати, русское слово «пароход» ввел в обиход морской офицер П. И. Рикорд, участник этого плавания. В дальнейшем пароход использовался для перевозки пассажиров и буксировки барж в Кронштадт.
В навигацию 1816 года начались регулярные рейсы. « ...Ныне всякий день из Кронштадта в Петербург и из Петербурга в Кронштадт выходят по два парохода, один поутру, другой ввечеру, и всякий раз бывают заполнены путешественниками» - сообщала в 1823 году книга «Отечественные достопримечательности находящиеся в России», изданная А. С. Ширяевым.
Далее автор в заметке «Пароход» восхищался: «...без ветра, без парусов летящий куда угодно, со странной железной мачтой, из которой идет дым» и делал заключение, что «прогулка в Кронштадт на пароходе может почесться одной из приятнейших забав...».
Бесспорно, это был прогресс, поскольку до этого казенные суда возили в Кронштадт только почту, а пассажирам приходилось совершать путешествие в столицу и обратно на гребных ботах, которые в непогоду часто тонули и вообще ходили нерегулярно. И потому пароход произвел настоящий фурор. Пароходы шли со скоростью пять километров в час, и покрывали расстояние за четыре с лишним часа. И все же всякий раз суденышки были наполнены путешественниками.
А к 1820 году русский флот насчитывал уже около 15 пароходов, к 1835 - около 52.